Untitled Document

islamru.com

27 раджаб 1438 - 24 апреля 2017

Поиск


Расширенный поиск

Наставления аль-Джибрина

Всегда, когда умма придерживается Шариата, это обязательно послужит величием и возвышением для нее. Господь укрепит, поможет и возвысит ее, дав победу над противником, и она будет продвигаться вперед.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 4927
Дата   Дата : 28 октября 2008 22:34

Советы и наставления достопочтенного шейха АбдуЛлаха бин АбдурРахмана аль-Джибрина, да хранит его Аллах.

Хвала Аллаху, Который усовершенствовал для нас религию и завершил Свою милость, удовлетворившись Исламом как религией. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа и Властелина всего. И я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник, посредством которого Аллах собрал умму и разъяснил невежество. О Аллах! Благословляй и приветствуй Мухаммада, его семью и сподвижников.

А затем: поистине, религия Ислам имеет общую основу, которая строится на Единобожии, выражающемся в выделении одного Аллаха в поклонении, а также вере в правдивость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах возвысил религию посредством стараний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а после него посредством его сподвижников, которые призывали к Исламу, занимались его доведением и совершали джихад, пока он не распространился на обжитых территориях. Они использовали на его распространение все свои возможности, жертвовали на пути его доведения самым ценным и дорогим. Они посчитали ничтожным плату душами, имуществом и семьями, по причине их твердой веры в обещание Аллаха, ведь Он обрадовал их самым великим, чем можно порадовать, Он сказал: «Поистине, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха?!».

Нет сомнения в том, что это правдивое обещание оставит свой след в душах верующих, ведь покупатель - сам Аллах, несмотря на то, что Он владеет и распоряжается всеми, но по своей щедрости Он обещал им великое вознаграждение, которым является рай аль-Фирдаус (высшая степень рая) и непрекращающееся наслаждение. Цена же за него - самое дорогое, чем владеет мусульманин и самое великое для верующего - душа и имущество. И они посчитали это не значительным на пути довольства их Господа и распространения Ислама, стремясь получить великое вознаграждение - вечный рай.

Покупатель - Аллах, продавец - твердо убежденный верующий, товар - это душа и имущество, цена за него – Рай. Посредники - это посланники, документ, утверждающий договор - небесные книги, такие как Таурат, Инджиль и Коран. Все это подталкивает к продолжению ведения джихада душами и имуществом на пути Аллаха, это то, чем занималось первое поколение этой уммы. Они оставили свои семьи, отправившись на окраины стран муджахидами, призывающими и учителями, пока Аллах не возвысил религию, и Ислам не дошел туда, куда доходит день и ночь. Аллах сказал о них, что они являются истинно верующими. Его слова: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и усердствовали на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми».

Он описал их, что они верующие в Аллаха и Его посланника без колебания и сомнений, даже более того, они тверды в убеждениях. Они те, кто израсходовал свои имущество и души для возвышения Слова Аллаха и Его религии, а также для спасения человечества от неверия, многобожия и глубокого невежества. Они сделали это наилучшим образом. Аллах похвалил их Своими словами: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом».

Все это по той причине, что они были убеждены в достоверности и правильности своих убеждений, и поверили в то, что им сообщил посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует. В воскрешение, воздаяние за дела, обязательности придерживаться религии и держаться за нее коренными зубами, обязанности призыва к Аллаху и джихада на Его пути. Это все послужило причиной побудившей их использовать все свои возможности и старания в деле призыва к Исламу и в стремлении довести его в каждый жилой дом. Их усилия дали свои результаты большим количеством тех, кто принял через них Ислам и вступал в религию Аллаха толпами, Ислам укрепился в большинстве стран, они увидели результаты своих стараний еще при жизни.

Главная причина этих успешных результатов - это их твердые убеждения и сильная вера в сообщения Аллаха, и в то, что пришло от Него на языке Посланника из благородного Шариата. А также убежденность в том, что действия в соответствии с этим - это спасательный корабль, и кто взошел на него, тот вышел на прямой путь.

Также к причинам относится их искреннее отношение к умме и желание ей спасения, согласно словам Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не пожелает своему брату то, что он желает себе из благого». Результатом этой любви является указание на благое, искренние советы и наставления, а также джихад и сражение, пока не освободится все человечество от причин, ведущих к крушению и погибели.

Также причиной этих последствий является единое мнение, позиция и единство уммы вследствие их приверженности одному Шариату и одним убеждениям. Они были отдалены он разногласий, разделения и споров. Даже более того, они стремились сохранять единое слово, единство в религии, согласие в убеждениях и делах. Это по причине осознания единства их Господа, Который обязал всех поклоняться только Ему одному. Он отправил к ним правдивого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и повелел последовать за ним и верить ему. Он также ниспослал им одну Книгу, обязав поступать в соответствии с ней и объединиться на её основе.

Всегда, когда умма придерживается Шариата, это обязательно послужит величием и возвышением для нее. Господь укрепит, поможет и возвысит ее, дав победу над противником, и она будет продвигаться вперед. Но прежде они должны исправить свои убеждения и привести их в соответствие с убеждениями праведных предков, которые уверовали во Всевышнего Аллаха, узнав Его посредством ниспосланных аятов, а также Его творений. Они узнали о Его Могуществе и Величии от того удивительного, что они увидели во вселенной и от чего разум приходит в изумление, а мысли - в замешательство. Они узнали за счет этого о величии Того, кто все это сотворил и создал, они приняли во внимание коранические аяты, призывающие поразмыслить над этими творениями и убедиться посредством этого в том, что единственным, заслуживающим поклонения, является Творец. Поистине, когда Всевышний Аллах обратился с речью ко всем людям, первоначально Он обратился к умме, и сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы будете богобоязненны. Он - тот, кто сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания».

Всевышний, Свят Он и Велик, когда повелел всем людям поклоняться Ему, напомнил им, что Он является их Господом, т.е. Властелином и Управляющим их делами. Он тот, Кто создал и взрастил их, а также их отцов и предков. Милость, оказанная отцам, милость для их детей. Он напомнил им, что Он сотворил землю, сделал её для них местом проживания. В ней их пропитание и все, в чем они нуждаются для жизни. К этому относится пролитие дождей на землю, чтобы на ней произрастали растения и плоды, которые они потребляют в пищу и за счет которых живет и пасется их скот.

Это относится к очевидным знамениям, доказывающим каждому разумному и размышляющему человеку, что Творец этой вселенной заслуживает, чтобы поклонялись только Ему одному. Все акты поклонения должны посвящаться только Ему, и Он - Великий Господь, Творец, Всемогущий, Он не оставит без награды тех, кто поступал правильно, нет правдивее Его слов, и Он не нарушает обещанного своим рабам вознаграждения.

Когда были ниспосланы слова Всевышнего: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивейшего, Милосердного», многобожники спросили: «Какие на это доказательства?» После этого было ниспослано: «Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаках, подчиненным между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих».

Верующие люди принимают это во внимание, и это служит доказательством для них за счет разума и внутреннего естества человека (фитра) свидетельствующем о величии Господа, что Он управляет всем во вселенной, и что все рабы подвластны Ему, подчинены Его решениям и предопределению. Также это побудило их верить в правдивость пророческой миссии, в не владевшего грамотой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которого Аллах избрал своим Посланником ко всем людям и джиннам. Он обязал их: верить ему и подчиняться, признавать достоверность того, с чем он пришел и принимать его Cунну, следовать по его пути и верить, что его путь и шариат лучшие, и что нет иного пути к спасению, кроме следования по нему и приверженности его Cунне.

Всегда, когда убеждения мусульманина строятся и опираются на тексты Книги Аллаха и Сунны Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его вера будет сильной, а знания о его Господе и религии - правильными и достоверными. Он будет убеждён в том, что только его Господу присущи имена и атрибуты совершенства, он будет верить, что нет подобного Ему, свят Он и велик, и у Него нет сотоварища. А также в то, что Его атрибуты, подтвержденные доказательствами, присущи Ему подобно Его величию, и не похожи на качества творения, и что они не новые и не созданы, и что смысл их правильный.

Затем он будет знать, что только Высочайший Господь является для него единственным объектом поклонения, и что только Он заслуживает, чтобы Ему поклонялись любым из видов поклонения. Он обращается с мольбами только к своему Господу, проявляя искренность, обращаясь к Нему, как это повелел ему его Господь, сказав: «Взывайте же к Аллаху, будучи искренними перед Ним в религии». Он обучается своим обязанностям, возложенным на него Аллахом, и исполняет их в надежде приблизиться к Нему и получить награду, а также познает запрещенное для него и оставляет его от страха перед своим Господом, опасаясь Его наказания.

За подобного из знающих и религиозных людей, с помощью и поддержкой Аллаха, нет опасений в том, что он выйдет из Ислама. И непременно его призыв должен быть правильным, а цель - поступать согласно истине, следуя примеру его предшественников и ученых-шейхов, которые воспитали его на единобожии, обучили его тому, что он должен говорить и в чем должен быть убежден. Они - его пример подражания и следования, шариатские знания, которые он приобретал, обязательно должны на нем отразиться.

После всего этого нельзя делать о нем плохие предположения, а также ложно обвинять праведников и обладающих правильными знаниями, по причине отсутствия того, что меняет их убеждения. Они не причисляют себя к заблудшему государству или к секте, которые уводят их от правильных убеждений и вводят в нововведения, отклонения и ересь, их нутро не запятнано и они убеждены в правильности того, на чем они держатся. А также по причине того, что они обладают знанием об отвратительных нововведениях, таких, как: фальсафа, рафида, тасаууф, му’аттыля, мушаббиха, кадария, джабария, мурджи’а, харурийа, ба’сийа, ‘ильманийа, хадасийа, дахрийа, кубурийа, многобожие и им подобные заблудшие секты.

Если мусульманин далек от этих нововведений и не поддался их влиянию, то он является суннитом и последователем праведных предшественников уммы - сподвижников и последовавших за ними с искренностью. О нем нельзя делать плохие предположения, а ему следует призывать к Аллаху и выполнять возложенную на него обязанность доведения и разъяснения. Если группа мусульман из ахль-Сунна сойдутся во мнении на определенном методе доведения и призыва и посчитают, что этот метод более правильный и результативный, пускай следуют этому, поскольку направления бывают разные, мнения всевозможные, и каждому есть доля иджтихада.

Мы знаем, что все различные формы призыва и разъяснения позволительны, также как методология и пути к которым прибегают призывающие, в том случае, если польза от них очевидна. И нет упрёка на тех, кто предъявляет претензии и обвинения против некоторых из них, по причине неосознания или незнания ожидаемого, ощутимого результата.

Мы обязаны оказывать моральную поддержку каждому призывающему, стремящемуся к исправлению общества, и способствовать его укреплению на том методе, который он для себя избрал, т.к. обозначенная цель одна - призыв мусульман к религии и приверженности Шариату. К приближению к Аллаху посредством добровольного, после обязательного, покаянием от запретного и нововведений. Наши праведные предки всегда заботились об исправлении мусульман, их обучении и спасении от зла предостережением от неверия, многобожия, нововведений, больших и малых грехов. Их заботой был призыв к истине и религии, обучение невежественного, пробуждение беспечного.

Среди них были выбравшие для себя джихад и сражение с упорствующими неверными, расходуя свои душу и имущество, пока Аллах не дал победу религии и не возвысил ее над всеми религиями, даже если это было ненавистно многобожникам. Это были те, которые видели в себе силу и храбрость и посчитали, что джихад и сражение - лучшее из дел, и что посредством него Ислам обретает силу и распространяется, и что его делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, и в нем помощь для религии Аллаха: «Если вы поможете Аллаху, Он поможет вам».

Среди них были и такие, кто выбрал для себя приобретение знаний и обучение ему, израсходовав на этом пути годы и имущество, старательно обучая Шариату, посчитав, что это одно из лучших дел, поскольку в этом - хранение основ религии, обучение уммы и разъяснение того, в чем для нее польза. И нет сомнений в том, что они - наследники Пророков, как это передается в хадисе, и что приобретение знаний и распространение его - один из видов джихада. И против них не следует возражать по причине того, что они не вышли в поход для сражения с врагом, ведь они - хранители шариата, посредством которых Аллах охраняет для уммы ее религию и Книгу.

На них нет порицании за то, что они не сражаются и заняты обучением и другими благими делами. Как передаётся, что один человек обратился к АбдуЛлаху ибн Умару, да будет доволен ими обоими Аллах: «Почему ты не принимаешь участия в сражении?» Он ответил ему, что совершал джихад вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и что он исполнил все пять столпов Ислама. И на нём нет порицания, поскольку он занят призывом, разъяснением, доведением знания до тех, кто невежественен и нуждается в нём. Потом, во времена смуты, когда Али, да будет доволен им Аллах, вместе с иракцами сразился против Муавии, да будет доволен им Аллах, кое-кто призвал его, и ему сказали: «Иди и сражайся с ними, о Ибн Умар», и прочитали ему в качестве довода слова Всевышнего: «И сражайтесь с ними до тех пор, пока не исчезнет смута». Он сказал: «Мы сражались с многобожниками, чтобы не было смуты, а вы сражаетесь, чтобы смута была».

Были среди них и те, которые занялись делами ограниченного поклонения (т.е. польза от которого не распространяется на других), стараясь как можно больше их совершить, тем самым приблизиться к Аллаху посредством благих дел. Они отдалились от всего, что их не касается, соблюдая как можно больше добровольный пост, поскольку в нем тренировка и воспитание для души, а также по той причине, что он является одним из любимых дел для Аллаха. Они совершали помимо этого ночные молитвы, с трепетом выстаивая их пред Аллахом. В то время, когда беспечные люди наслаждаются мирскими развлечениями или крепким сном, они приближаются к своему Господу посредством молитв, состоящих из земных и поясных поклонов, стояния и сидения, чтения нараспев, поминания Аллаха и обращения к Нему с мольбами, трепета перед Ним и устремления к Нему. Они надеются, что Аллах вознаградит их за эти благие дела, в числе которых молитва, - услада глаз и удовольствие душ, радость сердец и зарядка тела, она - прибежище верующего в печали и трудностях. Таким же образом они совершают и остальные праведные дела: пожертвования, чтение Корана, пост, большое и малое паломничество, и им подобное.

Там были и другие, которые исполняли свои религиозные обязанности и права их Господа, но вместе с этим занялись торговлей и приобретением богатства, производством и ремеслом, посредством которых они зарабатывают деньги, в то же время, не забывая расходовать на пути Аллаха из этих денег. Они видели, как неверующие и многобожники приобрели имущество, посредством чего завладели сердцами людей и их симпатиями, и решили составить им конкуренцию, зарабатывая дозволенными для них Аллахом путями, чтобы расходовать эти средства на благие цели и быть независимыми от людей. Как прекрасны правильно заработанные деньги в руках праведного человека! Нет сомнений, что всевозможные профессии, ремёсла, производства, относятся к коллективным обязанностям (фуруд кифайат) и люди вынуждены заниматься этим. Обязательно кто-то должен за это браться и заниматься этим, таким образом удовлетворяя потребности и предоставляя услуги, в то же время обогащаясь за счёт этого и готовя наследство своим детям, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если ты оставишь своих наследников богатыми, для тебя будет лучше, чем ты оставишь их бедными попрошайничать у людей».

Там была и другая категория образованных и религиозных людей, которые видели, что невежество распространилось среди мусульман. Они стали совершать порицаемое, оставили многое из поклонения или вообще оставили религию полностью, и нуждаются в тех, кто бы призывал их, обучал и выражал им порицание за их нарушения, а также разъяснял им вред от грехов и опасность ослушания. Они занялись призывом на основе знаний и видения.

Их методы разнообразны: кто-то из них выбрал для себя преподавание в медресе, открытие их и обучение невежественных, разъясняя им основы их веры, не делая разницы между обучением младших или старших, начальным образованием или тем, что идёт дальше. Во всём этом польза для уммы. Совершающие это считаются призывающими к Аллаху, праведниками и исправляющими, а также доводящими шариат Аллаха и Его религию. Их ждет вознаграждение за это занятие. Достоверно передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Передавайте от меня, даже если это будет один аят». Он также сказал: «Пускай присутствующий из вас передаст отсутствующему». И он сообщил, что все просят прощения для учёного, и даже киты в море. От также сказал: «Ангелы просят благословения для обучающего людей добру».

Посредством стараний этих людей и их знаний Аллах даровал очень много пользы, много молодежи принялось приобретать от них знания, обучившись от них убеждениям, поклонению, нраву, поведению, обязательному, поощрительному, а также разного рода коллективным и индивидуальным обязанностям, доказательствам и правовым положениям.

Они получили от них воспитание, и Аллах посредством них исправил очень много людей. Многие из тех, кому Аллах пожелал блага, вышли на прямой путь и понесли с собой приобретённое от них знание и нрав, которому они обучались из уст и поведения своих учителей. Они пришли им на замену после них и заняли места своих шейхов, и были хорошими последователями своих хороших предшественников.

Это и есть Сунна и путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его сподвижниками, которой последовали многие из них после него, да будет доволен ими Аллах, несмотря на то, что они были заняты необходимыми мирскими делами и управлением местностей. Так поступали праведные халифы, а также учёные сподвижники Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Умар, Анас, Абу Хурайра, Джабир и им подобные.

После них обучением занялись их ученики, которые получили от них воспитание и переняли от них знания, такие как ‘Ата, ‘Икрима, Муджахид, Ибн Джубайр, семь мединских факыхов, и другие из числа табиинов.

Таким образом, всегда оставались те, кто бы мог обучать, передавать хадисы и воспитывать людей на любви к знаниям, являющимся наследством пророков, оставивших его после себя, обучающийся которому, приобретает большой удел. Они не перестают всегда и везде обучать, разъяснять, воспитывать, хоть и случается, что в какой-то период или местности их становится меньше, но никогда не будет такого, чтобы никого из них не осталось. Обязательно должны быть те, посредством кого осуществляется разъяснение, чтобы у людей не было оправдания: «Скажи: «У Аллаха есть убедительное доказательство».

Там были и другие, обладатели знаний, приверженцы убеждений праведных предшественников, единобожия, правильного и искреннего поклонения. Они посвятили своё свободное время делу призыва к религии Аллаха и взялись исполнить коллективную обязанность, возложенную на мусульман словами Всевышнего Аллаха: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное». Призыв к добру - обязанность, которая лежит на всей умме. Если её взялась исполнить достаточная для этого часть мусульман, то на остальных не будет греха.

Очень много приводится доказательств, указывающих на обязательность призыва к религии Аллаха. Всевышний повелел призывать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Призывай на путь Господа твоего с мудростью, добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом». В аяте содержится повеление к его умме, последовавших за ним. Это его путь и путь тех, кто последовал по его стопам, согласно словам Всевышнего: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху на основе знаний». То есть я призываю к Аллаху на основе знаний, и призывают к Аллаху те, кто последовал за мной на основе знаний.

Пути и методы призыва разнообразны, поэтому некоторые из них предпочли для себя преподавание в школах, институтах и университетах, там, где у учителя есть право обязывать учеников каким он хочет заданием, поскольку они сами пришли учиться, и вынуждены от него принимать.

Другие предпочли для себя чтение пятничных проповедей и стали готовиться к ним тщательно, делая их содержательными, увещевая и предостерегая, поскольку присутствующие обязаны его слушать в момент проповеди.

Другие выбрали для себя обучение в мечетях и библиотеках, поскольку те, кто приходит на подобные кружки, стремятся к знаниям, принимают советы, следуют наставлениям, что отражается на их поведении и делах, они перестают грешить, приносят покаяние и просят Аллаха о прощении сожалея о своих проступках. Это по той причине, что увещевания и наставления исходили от учёных, доверенных и уважаемых людей, поэтому они были восприняты и применены на практике.

Есть и такие, кто выбрал призыв в общем, в любое подходящее для этого время, занимаясь увещеванием, наставлением, короткими полезными проповедями.

Среди них такие, кто предпочел увещевания в мечетях. Делая их периодически после обязательных молитв, обращаясь к верующим по теме, которую он считает более наболевшей и актуальной, тем самым, наставляя и давая совет. Затрагивает, к примеру, тему единобожия и искренности в поклонении Аллаху, или предостерегает от многобожия, разъясняя его виды, как очевидное, скрытое, малое, большое, показуха, и все, что нарушает таухид или делает его неполноценным. Предварительно делая подходящее вступление об обязанности возвеличивать Господа, и что нельзя поклоняться наряду с ним никому, упоминая при этом подходящие доказательства. Можно и на тему поклонения поговорить, об обязательном, добровольном, упоминая какие у него достоинства и какое ожидается за него вознаграждение, побуждая как можно больше совершать его или стремиться сделать его наиболее полноценным, чтобы получить награду сполна. Или же поговорить об ослушании и о распространенных грехах, очевидных и скрытых мерзостях, а также какие от них бывают последствия на людях и странах, упоминая устрашающие аяты и хадисы соответствующие теме.

Кто-то же выбрал и предпочел для себя отправляться в места сборища людей и увещевать их там, оживляя собрания поминанием Аллаха, чтением Корана, разговорами о благом, всем, что способствует смягчению сердец. Они посчитали, что завсегдатаи всевозможных собраний, офисов, клубов, больше заслуживают внимания, чем посетители мечетей, которые в большинстве случаев праведны, тогда как большинство сбившихся и грешников не приходят в мечеть или долго в ней не задерживаются. Поэтому они больше заслуживают наставлений и порицания по той причине, что они уважают ученых и доверяют им. И стоит кому-нибудь посетить их и поговорить на тему их грехов, не упоминая никого личностно, как это обязательно послужит напоминанием для них.

Точно так же призыв и наставление осуществляется группам и в личном характере в общественных и частных транспортных средствах, таких, как автобус, поезд, самолёт, корабль, маршрутное такси, а также в офисах, торговых точках и т.д.

Нет сомнений в том, что от этого есть огромная польза, поскольку в этих местах встречаются люди из всех слоёв общества, каждый из которых очень сильно нуждается в призыве, по причине того, что беспечность и наслаждения взяли над ними верх. Они отвернулись от знаний и поминания Аллаха, это сделало их сердца черствыми и они забыли про обещания и угрозы. Но частые увещевания, наставления и напоминания пробуждают и приносят пользу тем, кому Аллах пожелал блага.

Затем, это разнообразие среди дел верующих - вещь обычная и необходимая в этой жизни, посредством этого достигаются цели, поскольку в одиночку невозможно даже по времени успевать делать всё. Поэтому Аллах придал каждой группе заботы и склонность к чему-то, что они считают более полезным. Подобно тому, как это бывает в профессиях и склонности людей к разным из них, или в торговле разнообразными товарами: кто-то отдаёт предпочтение торговле одним товаром, а кто-то - другим и т.д.

Мы говорим: Обязанностью верующих является быть одной рукой, любить друг друга ради Аллаха, быть одной партией в религии, даже если их дела разнообразны, согласно словам Аллаха: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу». А также Его словам: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу». Имеется в виду, что они братья, любящие друг друга, относящиеся друг к другу по-братски, соблюдая обязанности друг перед другом и отдавая предпочтение брату перед собой: «…и они не испытывают в груди никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой».

Если одни заняты поклонением, другие сражаются, третьи заняты преподаванием, еще одни - призывом, другие - чтением проповедей, эти - в учебных заведениях, еще одни заняты торговлей, другие - на государственных должностях важных для уммы. Все они трудятся на пользу мусульман, в делах дозволенных и повелеваемых шариатом, поскольку в них как личная польза, так и польза для общества.

Те же разногласия, которые возникают между этими группами в вопросах второстепенных, нельзя допускать, чтобы они служили причиной для разрыва отношений, деления на партии, принижением достоинства других. По той причине, что все придерживаются единобожия в убеждениях и на деле, и цель у них одна - стремление к довольству Аллаха и повиновение Ему. Все их дела требуемы и побуждаемы шариатом, нет среди них нововведений или запрещенного, каждый обязан соблюдать единобожие, поступать искренне, а затем заниматься делами какого-либо из этих джамаатов, после этого на нём не будет порицания, и ему не следует порицать тех, кто занят другим делом.

Наш совет братьям мусульманам признавать достоинства других своих братьев, а также то благое, которого им удалось добиться, сплотиться вокруг главной цели, которой является братство в Аллахе, требующее любви и сближения. Аллах напомнил нам о положении ансаров до Ислама и сказал: «И вспомните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями». Они были врагами до Ислама, несмотря на то, что жили в одной местности и были родом из одного племени. Между ними случались сражения и была жестокая вражда, их сердца были переполнены ненавистью и презрением к братьям, они ввязывались в сражение по причине незначительного слова или дела, они с легкостью убивали и портили друг другу имущество. Когда же Аллах направил их и они приняли Ислам, исповедуя его, повинуясь Аллаху по своему выбору, исчезло то, что было у них в сердцах из ненависти, и они стали любить своего брата мусульманина из-за Ислама, желая ему блага, относясь к нему искренне и отдавая предпочтение перед самим собой помня слова Всевышнего: «Поистине, верующие братья». Этому глубокому сердечному братству не мешают разнообразные движения и ложные слухи, и оно не проходит по причине сомнений, ложных предположений, разногласий в мирских вопросах, поскольку это братство проникло в сердца и укрепилось там за счёт сильной веры. Это отразилось помощью, сочувствием, предпочтением благого брату перед собой, прощением ошибок, добрым отношением друг к другу, снисходительностью за необдуманные и неосознанные оплошности, желанием успеха, как сказал об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не будет желать своему брату то из благого, что он желает себе». В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает желать благое мусульманину, напоминая о братстве на основе веры. Он также побуждает делать поступки, способствующие возникновению любви, словами: «Вы не зайдёте в рай пока не уверуете. И вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не указать ли вам на нечто, если вы будете делать это, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие между собой». И он пояснил, что любовь мусульманина к своему брату служит причиной попадания в рай, и что противоположное этому от него отдаляет.

Очень часто посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к качествам способствующим возникновению любви между мусульманами, а также к соблюдению прав мусульманином по отношению к его брату, как, к примеру, в хадисе, текст которого согласован: «У сидящих на дорогах четыре обязанности: потупление взора, непричинение вреда, ответ на приветствие, повеление одобряемого и удержание от запретного». В этих обязанностях содержится всё, что служит причиной возникновения любви и отдаляет от враждебности, начиная от благих качеств и проявления прекрасного нрава, до их противоположности из вещей вынуждающих думать о человеке плохо и ставящих его на недоверительное положение.

В другом достоверном хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о правах и обязанностях мусульманина перед мусульманином, сказав: «Обязанностей мусульманина перед мусульманином шесть: приветствовать его при встрече, отвечать на приглашение, если он чихнёт сказать ему: «да помилует тебя Аллах», навестить его если он заболеет, последовать за похоронной процессией если он умрёт, и желать ему то, что он желает себе». Приводятся и другие качества, требуемые соблюдения по отношению к брату мусульманину, и все они преследуют цель возбудить любовь и привязанность между мусульманами, чтобы они были подобны одному телу: если какой-то его орган заболевает, то это отражается жаром и бессонницей во всём теле.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил верующих строению, сказав: «Верующий по отношению к верующему подобен прочному строению, одна часть которого укрепляет другую». Затем он скрестил пальцы рук между собой. Это по той причине, что они едины в убеждениях, единобожии, искренности, праведных делах, вере в Аллаха, а также в Его имена и атрибуты совершенства, обещания и угрозы, обязательное и запретное. У них нет причин разногласить, противоречить и расставаться, более того это запрещается так же, как запрещается всё, что приводит к этому. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не завидуйте друг другу, не набивайте цену, не порывайте отношений, не поворачивайтесь друг к другу спиной, не разузнавайте (недостатки) друг друга, не следите друг за другом, не покидайте друг друга, не перебивайте друг другу торговлю и не сватайтесь к уже засватанной вашим братом». Он также, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин - брат мусульманину, он не причиняет ему несправедливость, не презирает его, не предаёт его и не оставляет без поддержки, достаточно для человека зла, если он презирает своего брата мусульманина. Кровь, честь и имущество каждого мусульманина являются запретными для другого мусульманина». И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал во время прощальной проповеди: «Поистине, ваши кровь, имущество и ваша честь запрещены для вас». Имеется в виду, что вам запрещается преступать границу и нападать друг на друга, проливать кровь, присваивать имущество и задевать честь.

Если мы поразмыслим над этими запретами, то мы найдём, что все они имеют отношение к запрету причин приводящих к ненависти, злобе, порыванию отношений, раздорам, более того, о порывании отношений сказано в отдельном хадисе: «Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трёх дней, в течении которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого». И когда бы мусульманин не вспомнил о правах перед своими братьями, и что между ними твёрдые отношения и взаимосвязь, он должен признавать их достоинства, любить их ради Аллаха, оказывать им помощь и наставлять их.

Если же он увидит, что кто-то из них совершает несправедливость, то должен стремиться остановить и переубедить его, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Помогай своему брату, будь он притесняющим или притесненным». Его спросили: «О, посланник Аллаха! Как мне помочь притесняющему несправедливо?» Он ответил: «Помешай ему и не допускай, чтобы он поступил несправедливо, тем самым ты ему поможешь».

После всего этого, если возникают разногласия в вопросах допускающих вынесение суждений на основе исследования (иджтихада), то братья должны искать друг другу оправдания, и делать наставление по выбранному тому или иному методу или вопросу. Так как по причине допустимых разногласий во второстепенных вопросах нельзя обвинять друг друга в заблуждении или измышлении нововведений. Поистине, имам Шафии, да помилует его Аллах, во многих вопросах по молитве не сходился с мнением своего шейха имама Малика, да помилует его Аллах, и когда его спросили: «Можно ли совершать намаз за человеком, делающим намаз как Малик?», ему это сильно не понравилось, и он ответил: «Разве я не молюсь за Маликом!» Это потому, что подобные расхождения во мнениях возникают по причине незнания довода или знания другого, может из-за наличия отменяющего это положение доказательства, ограничивающего или противоположного, по причине суждения по аналогии и тому подобного, как об этом написал шейх уль-Ислам ибн Таймийа, да помилует его Аллах, и разъяснил причины по которым возникают разногласия между учёными.

Что же касается разногласий по причине вновь возникших вопросов имеющих отношение к замалчиванию некоторых грехов или нахождению среди тех, кто их совершает, или же обслуживания тех, кто проявляет неверие, объявляет войну Исламу или помогает неверным и приближает их, то я скажу следующее. В последние времена мы испытаны правителями, которые внешне проявляют Ислам и выдают себя за мусульман, но в действительности, в то же самое время, они воюют против него и поступают вопреки его велениям, отменяют из него всё, что им не подходит, разрешают порицаемое и запрещённое.

Но Аллах дал им управление, силу и власть над странами, они стали притеснять мусульман-единобожников и унижать не бездействующих ученых всегда, когда они нарушали их законы и измененный шариат. По этой причине некоторые учёные посчитали правильным постараться приблизиться к ним и занять министерские должности, стараясь находиться от них неподалеку, присутствуя на собраниях. С одной лишь надеждой постараться уменьшить исходящий от них вред и смягчить их отношение к праведникам, а также постараться внушить им, чтобы они начали помогать истине и задумались о правильном пути и дороге.

По причине их приближенности многое изменилось к лучшему, так как эти учёные были уважаемы и почитаемы массами простых людей. Правителям приходится принимать их наставления и повиноваться, а это уменьшает в какой-то степени исходящий вред, что служит оправдательным доводом, позволяющим к ним приближаться. И это тот максимум, который они могут, поэтому нельзя упрекать и порицать этих учёных за это, а также запрещается обвинять их в неверии, заблуждении, лести и дружбе с неверными, одобрении нововведений, законов и т.д.

Ожидаемая реальная польза требует занятия некоторых должностей, чтобы исправить положение к лучшему, если же все откажутся от них и их займут заблудшие, нечестивцы или невежды, будет еще хуже: неверие окрепнет так, что они будут делать всё, что захотят, неверие и его приверженцы распространятся.

Вместе с этим тот, кто держится вдалеке от правителей в этой обстановке, это его мнение и иджтихад. Если он сможет сам отдалиться, проживать подальше и отдельно от них, имея возможность призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, открыто исповедовать и говорить об Исламе, практиковать шариат, обучать тому, что ему по силам из Корана и Сунны, а также как им правильно следовать, то это - лучше и предпочтительней. Это по причине неспособности переселиться или говорить правду в лицо этим руководителям, из-за опасения их влияния и силы, и для каждой темы отдельный разговор.

И нет сомнений в том, что обязанность лежащая на учёных и наставляющих очень велика, и что правители государств уважают больших, обретших известность учёных, признают их достоинства и высокое место. И то, что простые массы любят их, принимают их наставления и следуют за их высказываниями и делами. Поэтому они обязаны говорить то, что у них есть из знаний и открыто заявлять об истине, не боясь порицания порицающих, и не скрывая ниспосланное Аллахом и ту ответственность, которую Он на них возложил, как сказал об этом Всевышний: «Не облекайте истину ложью и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее». А Аллах знает лучше.

И да благословит Аллах Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников, и приветствует приветствием.


Написал шейх АбдуЛлах бин АбдурРахман аль-Джибрин

25/1/1418 х.

Перевел с арабского Расул бин Мухаммад Дагестани

Да простит и помилует его Аллах.

1429 – 2008
islamru.com/haber_detay.asp?haberID=267

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.