Untitled Document

islamru.com

4 раби' аль-ауаль 1439 - 23 ноября 2017

Поиск


Расширенный поиск

Хадж и его условия

Хадж, как и любой другой вид поклонения, требует стремления к его совершению как можно более полноценно и правильно, с надеждой, чтобы он был принят. Это самое главное, что должно заботить паломника, по той причине, что безупречному хаджу нет иного вознаграждения, кроме рая.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 3014
Дата   Дата : 27 ноября 2008 17:06

Хадж и его условия

С именем Аллаха Всемилостивого, Милосердного.

    Хвала Аллаху Мудрому и Великому, ниспославшему шариат, возложившему обязанности и обещающему великое вознаграждение за их исполнение! Мир и благословение Его пророку, самому богобоязненному из всех кто молился, постился, совершал джихад и хадж. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного Всевышнего Аллаха, а также, что Мухаммад - раб и посланник Аллаха, а затем:

    В эти дни весь исламский мир в ожидании одного из великих актов поклонения, возложенных на творения их Всемогущим Творцом. Наш Великий Господь говорит: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на исхудавших верблюдах с самых отдаленных дорог» (Коран, сура 22, а. 27). Это повеление имаму единобожия пророку Ибрахиму, мир ему, чтобы он призвал людей к паломничеству, после того, как он завершил строительство Каабы – главной святыни Ислама. Кааба, являясь простым сооружением кубической формы, не сравнимым по изяществу с дворцами и высотными зданиями, своим величием превосходит в сердцах верующих все строения на земле. Всевышний Аллах сказал: «… и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы). Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» (Коран, сура 22, а. 29-30), а также: «Вот так! И если кто почитает обряды Аллаха, то это – от богобоязненности в сердцах» (Коран, сура 22, а. 32).

    Аллах Велик! Строение, возведенное из камней, совершая обход вокруг которого, ответив на призыв Аллаха, оставив все свои дела и облачившись в два куска материи, единобожник не ищет ничего, кроме милости Аллаха, Его довольства и прощения! Всевышний сделал этот Дом - благородную Каабу и территорию, на которой она находится - безопасным местом, к которому устремляются люди, почтил ее и определил за посещение и обход вокруг неё вознаграждение, сделав этот вид поклонения средством, отделяющим Его рабов от мучений, как в этом мире, так и в ином. «Поистине, первым Домом (храмом), который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Мекке. Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения - место стояния Ибрахима, кто войдет в него, окажется в безопасности» (Коран, сура 3, а. 96-97).

    В преданиях говорится, что когда Ибрахим, мир ему, закончил ее строительство, он сказал: «О, Господь мой, что мне делать сейчас?»  Всевышний сказал: «Поднимись на гору Абу Кубайс, (самая большая гора в Мекке)». Когда он взобрался, ему было сказано: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на исхудавших верблюдах с самых отдаленных дорог» (Коран, сура 22, а. 27). Передаётся, что он сказал: «О, Господь, как я доведу до людей, если мой голос не доходит до них?» Всевышний сказал: «Ты призови, а на Нас - доведение». Тогда Ибрахим возвестил: «О, рабы Аллаха, о народ! Совершайте паломничество к Дому!» Всемогущий Аллах сделал так, что этот призыв услышали все живые существа на земле. Единобожники откликнулись на призыв их Творца и отправились к благословенному Дому, говоря: «Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища!  Поистине, Тебе принадлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и власть! Нет у Тебя сотоварища!» Аллах в Коране сказал: «И вот сделали Мы этот Дом (Каабу) сборищем для людей и надежным местом: «И возьмите себе место стояния Ибрахима местом моления». И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой Дом для совершающих обход, затворников, преклоняющихся и падающих ниц!» Вот сказал Ибрахим: «Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне, как же скверно это место прибытия!» Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Всеслышащий, Всезнающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а также из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милосердный» (Коран, сура 2, а. 125-128).

    Дорогие братья и сестры! Важнейшим предназначением хаджа является выполнение обязательства, предписанного Аллахом человечеству. Всевышний сказал: «Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому, для тех, кто в состоянии проделать путь к нему. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Коран, сура 3, а. 97). И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: Свидетельстве, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа к Дому и соблюдении поста в месяц Рамадан (Передали аль-Бухари и Муслим).

    Хадж, как и любой другой вид поклонения, требует стремления к его совершению как можно более полноценно и правильно, с надеждой, чтобы он был принят. Это самое главное, что должно заботить паломника, по той причине, что безупречному хаджу нет иного вознаграждения, кроме рая, как нам передали это от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Хадж, это по сути своего рода школа, пройдя которую однажды должным образом мусульманин запасается богобоязненностью на всю оставшуюся жизнь. Вне сомнений то, что безупречный хадж, в совершении которого не было чего-либо показного, стремления к похвале, ослушания Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, оставит огромный след на вере человека, в его нраве и поведении. По этой причине многие из праведных учёных-предшественников говорили и писали о признаках, проявляющихся в человеке, совершившем хадж, по которым можно было бы определить, был ли принят его хадж или нет. Основным признаком из них является праведность и совершение как можно большего количества благих дел, ведь вера подобна дереву, которое постоянно надо поливать, чтобы оно укрепляло корни, разрасталось и давало плоды. И это милость Аллаха, когда Он своего раба, совершившего искренне благодеяние, одаряет совершением других благих дел, облегчая ему их совершение, чтобы тем самым приблизить его к Себе. Всевышний сказал: «А тех, которые усердствовали ради Нас (в совершении благих дел), Мы непременно поведём Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!» (Коран, сура 29, а. 69). Но это не основная тема нашей статьи, хотя она и является очень важной темой для каждого мусульманина.

    В этой небольшой работе я постараюсь разъяснить, с помощью Аллаха, когда, кому и при каких обстоятельствах совершение хаджа является обязательным, а когда - нет. Прошу Аллаха сделать этот скромный труд тяжелым на Весах и полезным для мусульман.

1-    Определение хаджа в терминологии шариата. Хадж - это устремление к заповедному Дому Аллаха и святым местам (аль-маша’ир) для осуществления определённого поклонения, в установленное время и определённым образом. Под устремлением мы подразумеваем поездку, определённую этим видом поклонения, т.е. в хадж. Под временем - месяцы, в которые разрешается войти в состояние ихрама. Ими являются аш-ша’бан, зуль-къа’да, зуль-хиджа. Согласно словам Аллаха: «Хадж совершается в известные месяцы» (Коран, сура 2, а. 197). Ихрам - это намерение приступить к хаджу. Что же касается определённого образа, то это значит - в соответствии с сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

2-  Хадж является личной обязанностью каждого, достигшего совершеннолетия мусульманина, разумного, свободного и способного совершить его один раз в жизни. Он является одним из столпов ислама и на его обязательность указывают Коран, Сунна и единогласное мнение мусульман. Что касается разума и ислама, то они являются условиями действительности хаджа. Хадж, совершенный не мусульманином, а также сумасшедшим, является недействительным. Что касается свободы и совершеннолетия, то эти условия не являются условиями действительности хаджа, т.е. хадж раба и ребёнка действителен, им будет за него вознаграждение от Аллаха как дополнительное деяние (если он был искренним ради Него), но с них не спадает обязанность совершения   хаджа. Другими словами, он не засчитывается им за обязательный хадж, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто совершил хадж, а затем был освобождён, он обязан совершить новый хадж. Кто совершил хадж, будучи маленьким, а затем достиг совершеннолетия, он обязан совершить новый хадж» (Передали Ибн Хузейма, Аль-Хаким и Байхакъи). 

Что же касается способности, то это - условие обязательности, и только. Т.е. если неспособный совершить хадж взвалит на себя этот труд и ему удастся совершить хадж, то ему будет вознаграждение и его хадж ему засчитается.

3-  Под способностью, во-первых, мы подразумеваем физическую способность тела, согласно хадису, в котором сказано, что одна женщина сказала пророку, да благословит его Аллах и приветствует:  «О, посланник Аллаха, обязанность перед Аллахом совершить хадж застала моего отца, когда он был в преклонном возрасте, и был не в состоянии сидеть на ездовом животном, могу ли я совершить хадж за него?» Он ответил: «Сделай за него хадж» (Передал аль-Бухари).

Поэтому тот, кто соответствует всем условиям, за исключением наличия физической способности совершить хадж самостоятельно по причине болезни или неподвижности, при условии, что болезнь неизлечима, не обязан совершать хадж самостоятельно. Но он обязан, согласно мнению большинства учёных, если в состоянии оплатить хадж, найти человека, чтобы тот совершил хадж за него. Это по той причине, что нормальное физическое состояние обязывает совершить хадж самостоятельно, если человек имеет силы и здоровье, в противном случае он обязан оплатить его совершение и найти человека, чтобы тот совершил хадж за него. Также доводом для обязательности оплатить совершение хаджа за себя другому мусульманину служит вышеприведённый хадис, так как в некоторых из его версий сказано: «Если бы на твоём отце был бы долг, ты вернула бы его?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Долг перед Аллахом больше заслуживает, чтобы его вернули (т.е. исполнили)» (Передал аль-Бухари).

Важно знать, что совершающий хадж за другого человека, сам должен быть уже совершившим хадж за самого себя в прошлые годы, и только после этого ему разрешается отправиться в хадж за другого человека. Это обязательное условие.

Во-вторых, средства.  Под этим мы подразумеваем достаточные материальные средства необходимые на все время пребывания в пути туда и обратно, на время проживания на территории святых мест, а также на обеспечение необходимым тех, кого обязан содержать паломник на всё время своего отсутствия (т.е. средства на содержание его семьи, родных, пока он будет находиться в хадже). Сюда же входит провизия и средство передвижения. Плюс к этому необходимо вернуть долги, если они есть или спросить разрешения у того, кому он должен.

В-третьих, безопасность. Под ней подразумевается отсутствие опасений за свою жизнь или за свое имущество (деньги) по дороге в хадж. 

В четвёртых. Ещё одним условием относительно хаджа женщины является наличие махрама (опекуна), который согласен сопровождать её, а так же она не должна быть в выжидательном периоде по причине развода или смерти мужа, поскольку Всевышний сказал: «Не выгоняйте их (разведённых жён) из их жилищ и пусть они не выходят из них». (Коран, сура 65, а. 1) Поэтому если у неё нет махрама или он не соглашается совершать с ней хадж, то на ней нет обязанности, и она считается по шариату неспособной совершить хадж. Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть ни в коем случае мужчина не остаётся наедине с (посторонней) женщиной, если с ней не будет её махрама, и пусть женщина не отправляется в путь, кроме как с махрамом». Один мужчина встал и сказал: «О, посланник Аллаха, моя жена отправилась в хадж, а я был записан для участия в таком-то походе». Он ответил: «Отправляйся и сделай хадж со своей женой» (Передал аль-Бухари). Также она не обязана совершать хадж по причине выжидательного срока, поскольку Аллах запретил ей покидать жилище в этот ограниченный период, а хадж можно совершить в другое время. Выжидательным периодом называется время, определённое Аллахом после развода или смерти мужа, в течение которого женщине запрещается выйти замуж. В том случае, если развод был в соответствии с сунной и женщина не беременна, то её выжидательный срок - три «месячных цикла». Если у женщины он прекратился или нет «месячного цикла» из-за возраста, то ее выжидательный срок - три месяца с момента развода, а если она беременна, то в обоих случаях её период заканчивается с рождением ребёнка. Относительно той, у которой умер муж, сроком выжидания будет четыре месяца и десять дней, согласно словам Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней». (Коран, сура 2, а. 234)

Что же касается махрамов для женщины, то ими являются её муж, а также все лица мужского пола, за кого ей запрещается выйти замуж при любых обстоятельствах по причине кровного родства или по другой дозволенной причине, как-то - брак или вскармливание грудью. Махрамами по кровному родству являются: 1. Её отец и кто выше, т.е. её дед, прадед, прапрадед и т.д, нет разницы со стороны отца они или со стороны матери. 2. Сыновья и кто ниже, т.е. их сыновья и сыновья их сыновей и дочерей, как низко бы они не опускались. 3. Братья, без разницы родные они, или только по отцу или матери. 4. Родные дяди по отцу, а также родные дяди по отцу братьев и сестер по отцу или матери. Также нет разницы, они родные дяди по отцу для женщины или они родные дяди по отцу для кого-нибудь из её родителей, поскольку дядя по отцу для человека, приходится дядей и для всего его потомства по нисходящей линии. 5.  Родные дяди по матери, а также родные дяди по матери братьев и сестер по отцу или матери. Также нет разницы, будь они родные дяди по матери для женщины или они родные дяди по матери для кого-нибудь из её родителей, поскольку дядя по матери для человека, приходится дядей и для всего его потомства по нисходящей линии. 6. Сыновья братьев, а также сыновья их сыновей и дочерей по нисходящей линии. И нет разницы между сыновьями родных братьев и братьев только по отцу или матери. 7. Сыновья сестёр, а также сыновья их сыновей и дочерей по нисходящей линии. И нет разницы между сыновьями родных сестёр и сёстрами только по отцу или матери.  Эти семь категорий родственников мужского пола по крови не могут жениться на родственнице при любых обстоятельствах. Это запрещено. По молочному родству (по причине вскармливания грудью) махрамами для женщины являются также семь категорий: 1. Муж той женщины, которая её кормила, а также его отец или деды и выше со стороны его отца и матери, при условии, что молоко у неё было по причине беременности от этого мужчины, и он именуется молочным отцом. 2. Её молочные сыновья, т.е. те, кого она кормила грудью, и кто ниже их, т.е. их сыновья и сыновья их сыновей и дочерей, и далее по нисходящей линии. 3. Её молочные братья, т.е. сыновья женщины, которая её кормила, а также их братья по отцу или матери. 4,5. Дяди со стороны молочных матери и отца. 6,7. Сыновья её молочных братьев или сестёр. Семь категорий по причине кровного родства и семь категорий по причине молочного, всего четырнадцать категорий родственников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Запретными по причине вскармливания становятся все, кто запрещен по причине кровного родства» (Передали аль-Бухари и Муслим). Получается, что это одни и те же семь категорий, которые запрещены по причине кровного родства, другими словами - молочные брат и сестра в этом вопросе подобны родным брату и сестре, точно также и с остальными родственниками. Что же касается махрамов по состоянию в брачных отношениях, то ими являются: 1. Отец её мужа и те, кто выше (по восходящей линии) из его дедов, прадедов, прапрадедов и т.д., со стороны отца и матери. 2. Сыновья её мужа от другого брака или других жён и кто ниже их, т.е. сыновья их сыновей и дочерей, и далее по нисходящей линии. 3. Мужья её дочерей, а также мужья дочерей её детей, мужья внучек, правнучек и т.д., и далее по нисходящей линии. 4. Мужья её матери, а также мужья её бабушек и прабабушек, и далее по восходящей линии. Первые три категории становятся махрамами с момента заключения брачного союза, в отличии мужей её матерей или бабушек, так как одного формального брака недостаточно, и обязательным условием является близость (половая связь) между супругами. К примеру, если мужчина заключил брак с матерью девушки, после чего они развелись до того, как у них была близость, ему разрешается посвататься и жениться на этой девушке, дочери его разведённой жены, как сказал об этом Всевышний Аллах: «Вам запрещены (для женитьбы) ваши матери, ваши дочери, ваши (родные) сестры, ваши (родные) тетки по отцу, ваши (родные) тетки по матери; дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком и ваши молочные сестры; матери ваших жен и ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Сура «Женщины», 23)

Обязательными условиями для того, чтобы являться махрамом в хадже, являются совершеннолетие, разум и ислам, поскольку ребёнок и психически нездоровый человек в этом деле бесполезен, а неверному запрещено приближаться к мечети Аль-Харам в Мекке. И это в отличие от поездки в другое место, так как разрешается мусульманке путешествовать с махрамом кафиром при условии, что он надёжный и не поступит с ней вероломно, а также не позволит сделать это другому. В противном случае он ей не махрам, а Аллаху ведомо обо всём лучше.

Если женщина не имеет разумного, совершеннолетнего махрама мусульманина, готового её сопровождать, она считается неспособной и хадж для неё необязателен. Если же она совершит хадж без махрама, то её хадж действителен, но она совершает грех, так как проявила ослушание Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, отправившись в путь без опекуна. В том случае, если у женщины есть все условия для совершения хаджа, то для неё желательным является попросить разрешения мужа, и он не имеет права запретить ей совершить обязательный хадж, согласно мнению большинства учёных. Если же она хочет совершить добровольный хадж, то обязана спрашивать разрешения мужа, и он имеет право ей запретить.

Также, по мнению большинства учёных, среди которых имамы Абу Ханифа, Малик, Ахмад, да помилует их Аллах, любой, кто соответствует вышеперечисленным пяти условиям (ислам, разум, свобода, совершеннолетие и способность), и хадж вменился ему в обязанность, он обязан совершить его сразу и попадает в грех в том случае, если отложит его на следующий год и более, а Аллаху ведомо лучше.

Если же он вознамерился совершить хадж, то ему следует соблюдать следующее.   Прежде всего, необходимо обучиться правильному совершению хаджа путём чтения и обращением с вопросами к более знающим, чтобы они разъяснили поэтапное совершение хаджа, а также этику поведения в пути, в местах скопления людей и т.д. Во-вторых, ему основательно надо поработать над своим намерением и очистить его от всех примесей показного так, чтобы в сердце не осталось стремления к похвале, авторитету, власти и всему мирскому. Хадж должен быть только Аллаху и ради Аллаха. Поэтому следует привести в порядок свои отношения с Аллахом отправившись в хадж, принеся покаяние за все грехи, надеясь, что Аллах простит его, поистине, Он - Прощающий Милосердный. А также постараться сделать так, чтобы сердца рабов Аллаха были чистыми по отношению к тебе. И если с твоей стороны где-то имела место несправедливость в чей-то адрес, то следует принести извинения и попросить прощение.

В третьих, он должен приготовить на расходы только те деньги, которые он раздобыл или заработал дозволенным путем: «Поистине, Аллах – Благой, и принимает только благое» (Передал Муслим). Очень много людей не придают значения тому, каким образом они приобретают средства, в то время как это очень серьёзный вопрос, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нам сообщил, что мольба питающегося от запретного не принимается, и что тело, взращенное на запретном, предназначено Огню, да приведет Аллах в порядок дела мусульман.

В четвёртых, ему следует написать завещание, ведь сколько паломников не возвращаются с хаджа, и очень многие из них, особенно пожилого возраста, мечтают умереть в дни хаджа и быть похороненными на священной территории.

В пятых, ему необходимо выбрать для себя хороших спутников, которые будут помогать ему в моменты, когда ему нужна будет помощь, напоминать, если он забыл, обучать, если не знал, побуждать его к одобряемому и удерживать от порицаемого.

В шестых, ему следует как можно больше поминать Аллаха, ведь всё это поклонение, от его начала и до конца, для того, чтобы поминалось имя Аллаха, Господа миров!

Это вкратце то, что было облегчено, по милости Аллаха разъяснить относительно условий обязательности хаджа для определённого человека, а также некоторой этики для вознамерившегося его совершить. Я прошу Аллаха, чтобы Он принимал наши благие дела, прощал ошибки, направлял и укреплял в словах и делах, поистине, Он - Щедрый, Прощающий, Обладатель величия и почёта.  Он - лучший из помощников и лучший из покровителей.

О Аллах! Благослови и приветствуй нашего любимого пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал по их стопам вплоть до Судного дня! Амин.

 

Написал и подготовил Расул бин Мухаммад Дагестани, да простит и помилует его Аллах.

Зуль-къи'да 1429 – 2008

islamru.com/haber_detay.asp?haberID=272

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.