Untitled Document

islamru.com

28 зуль-хиджа 1438 - 20 сентября 2017

Поиск


Расширенный поиск

Шейх Ахмад Шакир

Воистину шейх Ахмад Шакир был одним из корифеев своего столетия и это по свидетельству его современников ученых и других людей, которые его знали, читали его книги, будь то в Египте или в других уголках арабского и всего исламского мира.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 3394
Дата   Дата : 06 декабря 2008 00:58

Шейх Ахмад Шакир

Это Ахмад бин Мухаммад Шакир бин Ахмад бин Абд аль–Кадыр из рода Абу аль–Ульяъ, да будет милостив к нему Аллах. Его родословная восходит к внуку Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хусайну бин Али бин Абу Талибу (да будет Аллах доволен ими).

Шейх Ахмад Шакир родился в пятницу 29 числа месяца джумада аль–ахира 1309 года хиджры (29 января 1892 года по христ.) в Египте в городе Каире.  

В это время его отец, шейх Мухаммад Шакир, являвшийся одним из крупнейших ученых аль–Азхара, работал в муфтияте вместе со своим учителем и шейхом Аббасом аль–Махдийи который был муфтием Египта на данный момент.  

Шейх Мухаммад Шакир лично обучал своего сына чтению и письму. Кроме того, он способствовал тому, чтобы мальчик с детства приступил к заучиванию Корана. 

Когда Ахмаду Шакиру шел восьмой год, его отец шейх Мухаммад Шакир был назначен государством на должность верховного судьи Судана. Он считается первым человеком, который занял этот пост в Судане и установил принципы шариатской судебной системы. Это произошло в 1317 году хиджры (в 1900 г. по христ.) после затишья восстания аль–Махди.
Шейх Мухаммад Шакир определил своего сына в Гордонский колледж столицы Судана Хуртум. Ахмад Шакир учился там до 26 апреля 1904 года пока отец не вернулся с ним в Египет, где он был назначен на должность главы учёных города Александрии. В 1321 году хиджры (1904 г. по христ.) Ахмад Шакир поступил в религиозный институт г. Александрии, а отец возглавил это учебное заведение, получив титул "шейха ученых Александрии".

Ахмад Шакир с жадностью черпал знания по исламским наукам. Стремление юноши к глубокому изучению шариата привело к тому, что он познакомился с крупнейшим ученым аль–Азхара, шейхом Махмудом Абу Дакыка, который преподавал в институте, где он обучался. Он брал у него уроки "Усуля" и "Фикха" и произвёл на шейха огромное впечатление. 

В Александрии Ахмад Шакир изучал у своего отца "Тафсир ан–Насафи", "Тафсир аль–Багави", "Сахих" Муслима, "Сунан" Тирмизи, "Шамаиль аль–Мухаммадийя" и часть "Сахиха" аль–Бухари. А так же "Джам‘ аль–Джавами‘" и "Шарх аль–Иснави" по основам фикха (Усуль), и книгу по фикху ханафитского мазхаба "аль–Хидайа". Его отец был свободным от мазхабного фанатизма учёным и Ахмад Шакир унаследовал от него это.  

Когда 29 апреля 1909 года (в 1327 году хиджры) шейх Мухаммад Шакир был избран на должность секретаря шейхов аль–Азхара он взял с собой Ахмада в Каир. Ахмад Шакир продолжил свою учёбу, поступив в Университет аль–Азхар. Там перед ним открылись новые горизонты знания.  

Ахмад Шакир всё время думал над тем как получить побольше знаний и везде искал встречи со знаменитыми учеными, которые проживали в столице Египта или прибывали из других уголков исламского мира. Едва услышав о каком–либо ученом, который остановился в Каире, Ахмад Шакир немедленно связывался с ним.  

В Каире он вплотную приступил к изучению хадисов. Сначала он учился у своего отца, а затем он стал посещать уроки выдающегося ученого и хадисоведа из Марокко Абдуллаха бин Идриса Сануси. Шейх Абдуллах Сануси дал Ахмаду Шакиру разрешение (иджаза) на передачу хадисов, содержащихся в шести сборниках сунны.  

Также шейх Ахмад Шакир встретился с учёным Ахмад бин Шамс Шинкити и получил от него разрешение (иджаза) по всем наукам которые он изучил.  

Ещё шейх Ахмад Шакир встретился с шейхом Мухаммадом Джамалуддином аль–Касими Димашки когда тот посетил Египет и брал у него уроки.

Также он встречался с такими учеными, как Мухаммад аль–Амин Шинкити, Шакир аль–‘Ираки, с учёным Шама Тахиром аль–Джазаири, с имамом Мухаммад Рашид Ридой, Салимом аль–Бишри. Все они разрешили ему передавать от себя Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Постоянные встречи шейха Ахмада Шакира со знатоками хадисов и обучение у них позволило ему добиться больших достижений в области хадисов и впоследствии стать ведущим мухаддисом Египта.

После того как в 1336 году хиджры (в 1917 г. по христ.) шейх Ахмад Мухаммад Шакир окончил Университет аль–Азхар, его назначили на преподавание в школу "Махир". Через 4 месяца он был назначен на работу в шариатскую судебную систему, где он занимал различные посты, поднимаясь по служебной лестнице. На своих работах он также добился немалых успехов. На отдых он ушёл в 1371 году хиджры (в 1951 г. по христ.) в должности заместителя главы Верховного Шариатского Суда.  

В Верховном Шариатском Суде он, пользуясь иджтихадом и не делая таклид, вынес несколько важных решений, которые получили известность.  

Вместе с работой шейх Ахмад Шакир не покладая рук исследовал книжное наследие мусульман и производил расследование этих книг.  

Шейх Ахмад Шакир был одним из выдающихся ученых 20–го столетия. Каждый появлявшийся после него хадисовед (мухаддис) или ученый хвалил его. Его хвалили ученые Хиджаза, Шама и Индии… Они все признают заслуги шейха Ахмада Шакира в науках хадиса и основы фикха (усулюль–фикх). Как и ученые шариатских наук его достоинства признают и ученые–лексикологи арабского языка и литературы.  

Институт по арабско–исламским рукописям признает лепту внесенную шейхом как наилучшей в исследовании и распространении исламских рукописей, приведении их в порядок, заботе о них, извлечении и выпускании их образом достойного богатого исламского наследия.  

Шейх Ахмад Шакир проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в некоторых сборниках сунны, а вершиной наследия шейха в области хадисоведения стала его работа над "аль–Муснадом" имама Ахмада ибн Ханбаля. Эта книга является одной из крупнейших сборников сунны, в которой содержится более 28000 хадисов. Вся сложность работы над "аль–Муснадом" состояла в том, что он представляет собой собрание хадисов, переданных со слов одного сподвижника независимо от темы хадиса. Необходимо было разбить хадисы на главы, посвященные каждому вопросу в отдельности. Шейх Ахмад Шакир блестяще справился с редактированием "аль–Муснада". К великому сожалению, шейху не удалось довести свой труд до конца. Он отредактировал лишь треть сборника (15 частей). Шейх пронумеровал хадисы, написал к ним примечания, проверил степень их достоверности, снабдил имена передатчиков огласовками, разъяснил малоупотребительные слова и выражения и составил для каждой части научное содержание.

 

Шейх Ахмад Шакир также написал прекрасные комментарии к трудам великих имамов по терминологии хадисов. Кроме того, он занимался проверкой хадисов, содержащихся в трудах выдающихся исламских ученых, будь они в тафсирах или в других книгах. Также шейх Ахмад Шакир написал прекрасные книги по языковедению и литературе. Он познакомил читателей со многими сочинениями по этой теме.  

Необходимо отметить, что работы Ахмада Шакира отличаются беспристрастием и научной объективностью. Хотя шейх и обучался в аль–Азхаре фикху ханафитского мазхаба и получил соответствующий диплом, он не придерживался какого–нидудь одного мазхаба. Примером для этого является книга "Низам талак фи аль–Ислам". Как пишет брат шейха, Махмуд, в этой книге проявились его иджтихад и отсутствие фанатизма в следовании мазхабам. В этом труде он приводит правила и нормы, касающиеся развода, из Корана и Сунны. И как он пишет, выход этой книги в свет вызвало ликование ученых.  

Воистину шейх Ахмад Шакир был одним из корифеев своего столетия и это по свидетельству его современников ученых и других людей, которые его знали, читали его книги, будь то в Египте или в других уголках арабского и всего исламского мира. А также по свидетельству всех тех, кто так или иначе связан с исламским наследием, будь то востоковеды или другие ученые, будь то мусульмане или не мусульмане.  

 

Список некоторых его трудов:

Шейх Ахмад Шакир написал много сочинений, а так же произвел исследование редактирование многих книг. Первым научным его трудом было редактирование книги имама Шафи'и "Рисаля". Проверяя на достоверность содержащиеся в ней хадисы и предания, он применил методологию, признанную хадисоведами образцовой. Примечательно, что во время работы шейх Ахмад Шакир опирался на старую рукопись, которую при жизни имама Шафи'и написал один из его учеников Рабиъ бин Сулайман.


Сочиненные:
"Шар'ъ ва Люга"
"Аль–Китабу ва сунна йаджибу ан йакуна масдар аль–каванин"
"Абхас фи ахкам"
"Каваид аль–усуль ва ма'акид аль–фусуль"
"Куллийат аль–фасль фи катль мудмини аль–хамр"
"Музаккара фи казийя аль–махрумин ва ибталь шурут аль–вакифин"
"Низам талак фи аль–ислам"
"Мухаммад Шакир мин а'лям аль–аср"

 

Отредактированные:
"Рисаля" имама Шафи'и
"Муснад" имама Ахмада
"Аль–мас'ад аль–ахмад фи хатми муснад аль–имам Ахмад" имама Джавзи
"Ислах аль–Мантик" Ибн ас–Сиккита (шейх отредактировал ее вместе с профессором Абд Салам Харуном)
"Аль–Асма‘ийат" аль–Асма‘ия (шейх отредактировал ее вместе с профессором Абд Салам Харуном)
"Ши‘р ва Шу‘араъ" Ибн Кутайбы
"Аль–Камилю фи аль–адаб" аль–Мубаррида (шейх отредактировал только 2–ой и 3–ий тома, а 1–ый том отредактировал д. Заки Мубарак)
"Любаб аль–адаб" Амира Усамы бин Мункиза
"Му‘раб мин аль–калям аль–а'джамийи аля аль–хуруф аль–му'джам" Абу Мансура Джавалики
"Аль–Муфаддалайат" Дзибби (шейх отредактировал ее вместе с профессором Абд Салам Харуном)
"Тафсир" аль–Джаляляйн, Махалли и Суюти (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Тафсир" Табари
"Умдату тафсир ихтисару тафсир Ибн Касир"
"Мунджид аль–мукриина ва муршиду талибина" Ибн Джузари
"Хидаят аль–мустанкиз фи ахками таджвид" шейха Абу Рима
"Аль–Усулю саляса" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Рисаля тадаммурийя" шейха Ибн Таймийи (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Акидату ахли сунна ва аль–джамаа" имама Ибн Джавзи (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Аль–акида аль–васитийя" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Аль–фатава аль–хамавийя аль–кубра" шейха Ибн Таймийи (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Аль–каваид аль–арба'" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Китаб тавхид" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Рисаля фи шурут ас–салят" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Люмъ'а аль–и'тикад" имама Ибн Куддама аль–Макдиси (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Аль–муназара фи ль–акида аль–васитийя" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Ихкам аль–ахкам шарх умда аль–ахкам" имама Ибн Дакик аль–Ида
"Аль–арбауна Нававийя" имама Навави
"Альфийя фи ильм аль–хадис" имама Суйути
"Альфийя фи мусталах аль–хадис" имама аль–Ираки (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Аль–ба'ис аль–хасис шарх ихтисар улюм аль–хадис" имама Ибн Касира
"Хасаис муснад аль–имам Ахмад" имама Абу Юсуфа аль–Мадини
"Сунан" имама Тирмизи (шейх закончил только два тома, оставшееся докончил шейх Мухаммад Фуад Абдульбаки)
"Сахих Ибн Хиббан би тартиб аль–Фаси" имамов Ибн Хиббана и аль–Фаси (был опубликован только один том вместе с предисловием шейха)
"Мухтасар сунан Абу Давуд" имама Мунзири (шейх отредактировал ее вместе с шейхом Мухаммадом Хамидом аль–Фикки)
"Нухбат аль–фикр фи мусталахи ахл аль–асар" имама Ибн Хаджара аль–Аскаляни
"Аль–Ихкам фи усуль аль–Ахкам" имама Ибн Хазма
"Ахсар аль–мухтасарат фи фикх аль–имам Ахмад ибн Ханбаль"
"Аль–Харрадж" Йахья ибн Адам аль–Курайшийя
"Равз аль–мураббаъ" Ибн Салахуддина (шейх отредактировал ее вместе со своим братом Али Мухаммад Шакиром)
"Равзату надийя шарх дурар аль–бахийя" Сиддик Хасан Хана
"Сифату нахйи Набийи (алейхи салят ва салям)"
"Аль–Умдату фи аль–ахкам" Абдульгани аль–Макдиси
"Фатва фи ибтал вакф аль–джинф ва аль–исм" шейха Мухаммада бин Абдульвахаба
"Аль–мухалля" имама Ибн Хазма (шейх отредактировал 6 томов от начала этой книги)
"Мухтасар аль–мукни'ъ фи фикх аль–имам Ахмад ибн Ханбаль"
"Тарджама аль–имам Ахмад ибн Ханбаль" имама Захаби
"Джамхарат ансаб аль–араб" имама Ибн Хазма
"Насаб Курайш" аль–Мус'аба Зубайри

Мураджаа:
"Джавами'у сира" имама Ибн Хазма (редакция Ихсан Аббаса и Насируддина аль–Асада)
"Аль–масх аля джаврабайн" имама Касими
"Джами' аль–баян фи тафсир аль–Куръан" Муинуддина Мухаммада аль–Иджи с поправками Мухаммада Хамида аль–Фикки

 Научное наследие Ахмада Шакира, охватывает различные отрасли исламского знания: Сунну, фикх, тафсир, тавхид, арабский язык, литературу и др. Он достиг высочайших вершин в области хадисоведения, что по праву позволило ему заниматься редактированием сборников сунны. Нет ни одного исламского ученого, который не отметил бы его неоценимый вклад в дело сохранения сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Прожив активную и плодотворную жизнь, кади, мухаддис, факих и адиб шейх Ахмад Шакир скончался в Каире 26 числа месяца зу аль–ка'да 1377 года хиджры (14 января 1958 г. по христ.).  

Да смилостивится над ним Всевышний Аллах!  

Подготовил:
Мухаммад–Амин Дагестани
ф. Исламских и арабских наук

http://al-azhar.ru/node/472

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.