Untitled Document

islamru.com

27 раджаб 1438 - 24 апреля 2017

Поиск


Расширенный поиск

Беда неправильного понимания

Неправильное понимание как основа и фундамент для суждения над другими и их оценки.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 4694
Дата   Дата : 16 февраля 2008 23:20

С именем Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного.

БЕДА НЕПРАВИЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

автор: многоуважаемый шейх

Мухаммад ибн АбдуЛлах ад-Дууиш

- да укрепит и сохранит его Аллах -

Хвала Аллаху, которого мы благодарим, просим о прощении и к которому обращаемся с покаянием и за помощью. Мы просим Аллаха убережения от зла наших душ и от вреда плохих наших деяний. Тот, кого Аллах наставляет на истинный путь – того никто не собьет, а того, кого Он сбивает – никто не наставит. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного Творца, нет Ему сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – Его раб и посланник.

И далее: педа плохиха наших душ и от зланаших душ и от зла наших деяний

Часто приходится слышать высказывания, что некто сказал то-то, а тот сказал так или в том-то присутствует нечто, будь то в суждениях о личностях, книгах, группах, джамаатах и обществах, или по отношению к деяниям и усердиям. Мы слышим иногда суждения и решения противоречивые, противоположные, взаимоисключающие. Но иногда приходится услышать и такое, что такой-то человек говорит так, мол, и так, и считает и убежден он в том-то и в том. Тот же человек (будучи мусульманином, в котором первооснова – то, что он правдив и справедлив) в свою очередь во весь голос заверяет: я так не говорю и так я не считаю, и я от этого чист и далек. А ему отвечают: нет, ты лжешь, ты говоришь вот так, или другими словами: мы лучше тебя знаем твои высказывания! Или может быть еще хуже, мы лучше тебя знаем, что в твоем сердце и каково твое намерение…! Поистине, таково реальное состояние многих людей, которые берутся судить других, подводя их под принципы своих пониманий, своих взглядов и своих предубеждений.

Существует обычное явление, часто происходящее между нами: договариваясь о времени или месте встречи или обсуждении некого вопроса, мы расходимся и у каждого из нас в голове, что договоренность была заключена в определенной форме. Но затем, разойдясь в назначенном времени или месте, мы спорим, разъясняем, и каждый утверждает свое.

Поистине это одно из проявлений неправильного, плохого понимания, так как один из двух действительно неправильно понял, и нет вероятности лжи, хитрости или уловки, вероятность лишь одна – неправильное понимание. Такие обстоятельства часто происходят в нашей с вами жизни, и в таких случаях мы применяем разум и логику, так как в них мы нуждаемся, и проблема разрешается. Однако неправильное понимание может расшириться и затронуть другие области жизни, что породит другие обстоятельства и вопросы, а также может стать основой и фундаментом для суждения над другими и их оценки. И, исходя из этого, порождается необходимость обсуждения вопроса неправильного понимания.

Когда неправильное понимание будет бедой и погибелью?

Во-первых, не удивительно и не странно, что человек может неправильно понять, такое часто происходит в нашей жизни. Бывает, что ты слышишь от кого-то что-то, а понимаешь противоположно тому, что он имел ввиду. Кроме того, ошибки в понимании происходили и со сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и таких ситуаций не мало. Наверняка они известны вам, и на некоторые из них я бегло укажу здесь.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в известной истории в битве с племенем Къурайза сказал своим сподвижникам, отправляя их: «Чтоб никто не совершил предвечернюю молитву ('аср) кроме как на территории племени Къурайза» (аль-Бухари 904) Из них некоторые совершили молитву на территории племени, только после выхода ее времени, задержав ее. Так как поняли что суть повеления в непосредственном совершении самой молитвы на территории племени Къурайза. Другие же поняли по-другому, что суть повеления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была в необходимой спешке передвижения, срочности достижения цели и потому совершили молитву по дороге своевременно.

Другая история: Когда были ниспосланы слова Всевышнего и Всемогущего: «Кушайте и пейте до тех пор, пока не различите вы белую нить от черной из рассвета…» (аль-Бакара – «Корова» 187) сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 'Адий, да будет доволен им Аллах, пришел домой, положил два шнурка, белый и черный у подушки и стал наблюдать, когда же он различил один от другого в темноте, он воздержался от употребления пищи и воды и начал постится. Затем, когда он пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот, шутя с ним, сказал: «На самом деле, твоя подушка оказывается широченная!» (аль-Бухари 1817) То есть, как будто ты подложил свою подушку под линию горизонта. Ведь подразумевалось всего лишь темнота ночи и белизна дня, белая нить – полоска рассвета.

В другом аяте Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение..." Правдивый халиф Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, давая проповедь, сказал, что, поистине, читая этот аят, вы применяете его неуместно. Другими словами вы ошибаетесь в понимании смысла и сути этого аята. То есть, из тех к кому обращался Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в то время, были и те, кто понимал этот аят неправильно. (ат-Термизи 3057, аль-Альбани посчитал достоверным.)

Ограничусь этими примерами, хотя подобных примеров в жизни сподвижников и первого поколения, или из числа тех, кто ошибается в понимании некоторых шариатских текстов, много. А целью приведения примеров неправильного понимания именно сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я преследовал выделение того, что даже они, да будет доволен ими Аллах, несмотря на свою большую осторожность и особое отношение к шариатским текстам с особым умственно-логическим подходом, и то совершали ошибки в понимании!

Поистине от неправильного понимания невозможно уцелеть человеку полностью, так как он человек. А также потому, что слова говорящего могут быть не достаточно взвешенными, неясными или двусмысленными, или даже поводом для плохого понимания. Так что же? Или мы должны полностью отказаться и отречься от неправильного понимания или мы должны судить всех за неправильное понимание, и убежденно должны привести всех к сто процентно-правильному пониманию! Такая цель не достижима и это не разумно. Человек все равно будет совершать ошибки, однако когда неправильное понимание становится бедой и проблемой?

На мой взгляд, неправильное понимание становится бедой и погибелью тогда, когда мы из него делаем фундамент и правило, на основе которого судим о других, исходя из нашего понимания их слов, высказываний, дел и позиций, и подводя их под суд нашего понимания. А порой дело переходит даже этот предел и мы говорим, что он имеет ввиду это, и хочет сказать то-то, или проявляет не то, что хочет… и другие, тому подобные фразы и выражения, которые указывают на деяния сердца, внутреннее состояние и настрой человека. Как будто бы мы обладаем средствами и возможностями взглянуть в душу и познать намерения других.

Может быть кто-либо и возразит, что мы только недавно приводили несколько примеров, в которых сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пытались вынести решение или суждение в шариатских текстах, и порой ошибались. Так как же хотят, чтоб не ошибались другие!?

Поистине, это твое право ошибиться в понимании, и это естественно. Может быть даже и такое, что разум некоторых людей приводит только к плохому и неправильному пониманию, однако это одно, а утверждение твоего понимания правилом, которым ты судишь остальных, это совсем другое.

Когда передаешь что-то от кого-то, необходимо быть точным в словах и говорить: такой-то сказал то-то или сделал так-то, и я понял с его слов, что он имел ввиду это.

Как-то один парень дискуссировал со мной по поводу одной моей статьи и сказал:

- поистине, те люди, которых ты подразумеваешь в своих словах, в них есть то-то и то-то…

- о, брат мой, я не подразумевал в ней какое-то конкретное лицо! Дело видимо лишь в том, что эта тема и те люди в твоей голове.

- нет же, ты их имел ввиду.

- выходит, ты сейчас ставишь меня в курс того, что я имею ввиду, что я подразумеваю и чего хочу. Если я был обвинен тобою когда-то во лжи, то нет смысла продолжать дискуссию, так как я в твоих глазах являюсь лжецом. И это твое право понимать, что я якобы подразумеваю кого-то и что-то конкретно, однако ты должен оставить это понимание при себе и не навязывать его мне.

Причины этого явления:

Причина первая: Плохое намерение – злой умысел.

Вполне возможно, что человек со злобой в душе и обладая плохим намерением, слушает человека или читает его работу не с целью получения пользы и знания, а всего лишь для извлечения изъяна и недостатка. Так вот такой человек является носителем злого умысла изначально.

Плохое намерение и злой умысел не обязательно из проявлений борьбы с Исламом и мусульманами. Так, проявление зависти, страсти, групповых состязаний и противостояний тоже являются некоторыми из примеров проявлений злого умысла и плохих намерений.

Сколько сталкивался с таким явлением шейхуль-ислам Ибн Теймийя, имам Абдуль-'Ганий аль-Макъдиси и другие имамы ахлю-сунны, сколько они перенесли преследований и неприятностей от того что в их слова включали то, чего они не подразумевали; то говоря, что вошел в противоречие единогласному мнению ученых, то сказал то-то, или сделал так-то… Почему? А потому что, рядом были те, кто читал для того, чтобы найти ошибки и промахи, и ими двигала зависть и несправедливость.

То же самое происходит и с востоковедами в их отвратительных ошибках, когда они изучают шариатские тексты и исламское наследие с плохими намерениями и злым умыслом.

Причина вторая: Плохое мнение, плохо думать.

Когда человек плохо думает о ком-то, кем бы он ни был, он автоматически обязательно неправильно его поймет, утверждая, что тот имел в виду то-то и хотел то-то или другого варианта здесь быть не может, и т.п. фразы.

Почему цели и смыслы людей мы относим к худшим вариантам? Поистине, чисто логически разумный подход и принцип независимой справедливости с людьми, кем бы они ни были, диктует мне отдалиться от всех перечисленных состояний, затем взглянуть и изучить слова, очистив их от всех воображений и подозрений, которые есть у меня, затем сравнить эти слова с другими его словами в других местах и случаях, а также с его делами, после чего я окончательно приду к здоровому результату и выводу.

Сколько мы сталкиваемся с людьми, которые иногда высказываются в некоторых местах или пишут в неких своих работах о чем-то, и мы понимаем из их слов нечто определенное. Затем в другом месте он четко, ясно и окончательно заявляет о противоположном. И не смотря на это, мы отвергаем эти четкие и ясные его слова, и, акцентируя, проливаем свет на вероятно-возможные его высказывания. Как будто бы тем самым говорим, мы лучше тебя знаем, что у тебя в душе, и лучше тебя знаем, что ты хочешь и что говоришь..!

И поэтому если в уме будет воображенное представление о ком-то из людей, можно постичь противоположное истине. Именно поэтому плохое мнение является самым лживым высказыванием. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Побойтесь (остерегайтесь) плохого мнения, поистине предположение – это самые лживые слова». (аль-Бухари 4849)

Причина третья: Предвзятое предшествующее представление.

Когда человек совершает молитву за проповедником, посещает лекцию учителя или читает книгу писателя, о котором у него есть определенно предшествующий стереотип, то он будет слышать и читать в ожидании свидетельствующих подтверждений тому представлению, сформированному у него в уме о нем.

Поистине, если ты дашь книгу двум одинаковым в понимании, восприятии и воспитании людям, затем скажешь первому: возьми, прочитай эту книгу, а второму скажешь: возьми, прочитай эту книгу, но будь осторожен, по этой книге есть замечания. Каков будет результат?

Безусловно, второй дойдет до результатов и ошибок, до которых не дошел первый, так как первый читал без предшествующего стереотипа, в отличие от второго, который читает, пытаясь обнаружить замечания и ошибки. Не исключено, конечно, что некоторые из этих ошибок будут реальными, но большинство из них будут плодом воображений и подозрений, которые вложил наш читатель в не подразумеваемые смыслы автора.

Причина четвертая: Пренебрежение обстоятельствами, связанными с человеком.

Поистине, люди различаются в своих натурах и характеристиках. Так, например, человек может быть эмоциональным, вспыльчивым, и в порыве гнева может сказать слова, не несущие истинный смысл того, что у него на уме, и когда он злится и говорит с тобой грубыми словами, то кажется как будто бы земля не в состоянии вынести тебя после этого, но в то же время его сердце чистое по отношению к тебе.

Здесь я вспоминаю одного нашего учителя, да простит и помилует его и нас Аллах, и воздаст за нас ему благом, он был вспыльчивым человеком и когда он злился на тебя, мир становился тесным и невыносимым, и казалось, что он вот-вот тебя ударит. Однако после завершения лекции мы выходили вместе с ним, и находили его с приятным лицом, добрым и улыбчивым, после чего мы перестали переживать, познав его натуру.

Но люди бывают и с противоположным характером, из них такие, которые таят в душе хуже и больше того, что проявляют тебе. На это также влияют обстоятельства времени и места. Так, например, в определенном месте человек может сказать по неким сложившимся, осложненным обстоятельствам и мотивам слова (без учета того насколько простительно это или нет в данном случае), которые не будут выражать его настоящее и истинное мнение.

Из этой же области разговор человека о какой-то определенной теме, воодушевление ею и акцентирование на неё (например о чтении), что может вызвать неправильное понимание того, что он якобы принижает значимость посещения лекций и уроков. Или когда некто говорит о необходимости уделения внимания одаренным и выдающимся, кое-кто может неверно предположить, что он игнорирует призыв обычных людей. И так далее, до тех пор, пока каждый выступающий в наше время не стал вынужден завершать свои слова множеством оговорок и рамок, типа: из моих слов не следует то-то, и я не имею ввиду это и т.п.

Причина пятая: Стремление применить слова к определенной личности.

Когда кто-то обсуждает какую-то проблему или вопрос, и в процессе обсуждения упоминает, что некоторые писатели или проповедники говорят так-то или совершают такие-то ошибки, некоторые люди задаются вопросом: кого он имеет ввиду? Интересно, может он имеет в виду такого-то или того-то? В то время, как в уме говорящего не было определенного лица, и он всего-навсего обсуждал некоторые из явлений.

Причина шестая: Утверждение логически вытекаемого.

Когда я, к примеру, говорю, что школьные учителя являются вратами для общества, и они формируют и создают новое поколение и т.п. некто может подойти и придраться к словам, сказав, что из твоих слов вытекает и следует, что ученые не представляют собой ценности, также проповедники и судьи, якобы, тоже не представляют собой ценности для общества и т.д.

Из утвержденных принципов у исламских ученых то, что вытекаемое следствие из Священного Къурана и Сунны является истиной, однако в человеческих словах и выражениях оно имеет три состояния:

Первое – когда ему приводят вытекаемое следствие с его слов, и он принимает его. Как если ты скажешь мне, что из моих слов следует то-то и то, и я отвечу: да, я признаю это, и в этом я убежден.

Второе – когда ему приводят вытекаемое следствие с его слов, но он не принимает и не признает его. Как если ты скажешь мне, что из моих слов следует то-то и то, и я отвечу: нет, это не следует и не вытекает.

В этих двух случаях вопрос ясен, нет проблем и разногласий.

Третье – это спорное состояние, когда человек не признает и не отрицает, в таком случае это ему не приписывается, так как человек – творение, он может упустить вытекаемое следствие, его постигает забвение, ему присуща небрежность и рассеянность.

Здесь не место обсуждению этого правила из области основ правоведения, но суть и цель заключается в том, что выход за пределы этого правила и приписывание людям того, что они не сказали, подводя их под логически вытекаемое, – неправильно и неприемлемо.

Причина седьмая: Неосведомленность темой полностью.

Когда кто-то прочитает отдельную главу какого-то автора, он может понять не то, что имеется ввиду в этой работе, однако, прочитав ее полностью, он, конечно же, поймет ее по-другому.

Давайте приведем конкретный и близкий пример: в этой нашей работе и лекции, если некто, прослушав или не прочитав начало, обвинит меня, заявляя, что я в этой работе жестко критикую явление неправильного понимания, в то время как сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тоже порой неверно понимали, тем самым якобы принижая их уровень и религиозность. Однако если бы он прочитал сначала и был осведомлен темой полностью, то он познал бы, что этот вопрос был затронут и обсужден, и что даже если бы это вытекало и следовало из моих слов, то я как минимум это не приемлю и не признаю.

Причина восьмая: Неестественно-надуманная взаимосвязь.

Примером тому является, когда человек нацелено берет слова с одного места, затем с другого места, объединяя их в некую взаимосвязь, после чего выходит с определенным результатом и выводом, однако не соответствующим реалии и действительности.

Из этой же области попытки подвести или связать человека с какой-либо идеологической группой или школой, причисляя его к ним, если он когда-то в каких-то обстоятельствах отозвался о ней лестно или привел где-то некоторые их цитаты…

Поистине, такой образ действия и мышления подтолкнул многих людей к оставлению приведения и упоминания ссылок и цитат некоторых современников, из-за опасения быть охарактеризованным и причисленным к их методу и пути. А это не что иное, как одно из проявлений мысленной отсталости, от которой мы страдаем.

Причина девятая: Искажение, ломанное и слабое понимание.

Специалистам в науках о преданиях очень хорошо известно такое явление, как искаженно-неправильное написание, или такое явление, как неправильное, ошибочное прочтение, или может быть неправильно, ошибочно услышанное слово. Так, например, в одном из хадисов, неправильное искаженное написание одной буквы в корне поменяло смысл слова и предания, «ихтажара» и «ихтажама». Тому есть и другие примеры в историях передатчиков.

Такое явление имеет место и в услышанном понимании, как в случае с одним из представителей племен 'Аназа, когда он утверждал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву в сторону их племени, в то время как там имелась ввиду палка ('аназа), которую воткнул перед собой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед молитвой.

Иногда, к сожалению, причиной становится и слабое, ломанное, умственно-отсталое понимание, как говорят некоторые, я ему говорю Зейд, он слышит 'Амр, а пишет Халид…!!!

Некоторые средства лечения:

На самом деле познание причин во многом сокращает нам путь к лечению явления. Далее, здесь мы укажем вкратце на некоторые шаги лечения и исправления обсуждаемого явления.

1. Хорошо думать о мусульманах.

Изначально хорошо думать и питать доброе отношение к мусульманам и есть шариатский путь и метод, игнорированный многими мусульманами сегодня. Кроме того, некоторые уподобляются сектантам-хариджитам, убивая последователей Ислама и оставляя последователей многобожия. Так, действия преступников, тиранов, нечестивцев разъясняются в их пользу, им находятся тысячи оправданий, в то время как своим братьям не можем найти ни объяснений, ни оправданий.

Поистине, когда сказанное братом может иметь двоякое значение, обязанностью мусульманина является истолковать и отнести его к лучшему из них. Так, например, услышав от брата некое высказывание, другой говорит, да, на самом деле тот сказал такое, мол, и такое, но такие слова не подобают ему, и я не представляю себе, чтоб он имел ввиду то-то и хотел сказать это, а скорее всего он имел ввиду другое.

А что же делать когда хорошо думаешь о ком-то, но впоследствии обнаруживаешь обратное, как вести себя? Следует продолжать придерживаться шариатского этикета и правил, и сохранять чистоту сердца и намерения по отношению к мусульманам.

И из того, что не может быть ни в коем случае источником суждения о наших братьях-мусульманах это то, что мы читаем в газетах и слышим о них в средствах массовой информации, или то, что передают и разносят клеветники и смутьяны. О, сколько лжи и заблуждения исходит от них!

2. Отдаление от преследования (шпионажа) и поиска недостатков людей.

Поистине, тот, кто преследует в братьях-мусульманах выявление недостатков и ищет их слабые места, Аллах Всевышний и Всемогущий будет преследовать и выявлять его недостатки до тех пор, пока не опозорит его, даже внутри своего дома. (Как упоминается в достоверных преданиях, которые приводят имам ат-Тирмизи 2032, и Абу Йа'ля 1675) Преследование недостатков, поиск ошибок, изъянов и слабых мест является одним из проявлений болезни сердца.

Человек, каким бы и кем бы он ни был, совершает ошибки, и когда мы ищем, преследуем и изучаем только его ошибки, оплошности и изъяны, то мы обязательно к такому результату придем.

3. Надежность, ответственность, точность в передачах.

Данное осуществляется посредством усердного стремления точной передачи слов, по мере возможности слово в слово. Ну а затем твое право упомянуть твое понимание, но необходимо, чтобы всем было ясно, что это твое понимание, а не так, что это подразумевается или имеется в виду.

И, наконец, уровень нашего понимания должен возвыситься до разграничения между тем, что передает надежный, достоверный передатчик о позициях и обстоятельствах людей и между его пониманием и истолкованием их. Так как изначальное правило гласит, что слова достоверного, надежного – принимаются, однако его понимание и истолкование не обязательно должно быть таковым!

4. Совмещение разрозненного.

Поистине странным и удивительным является подведение человека под сказанное им выражение, в то время как он ясно и четко в другом месте его опровергает и отрицает. Из примеров тому то, в чем пытаются обвинить Сайда Кутба, да помилует его Аллах, ведь он, как известно, был литератором, а им свойственны литературные отступления, отклонения. Это напоминание к тому, что мы должны учитывать натуру обсуждаемого человека, как мы разъяснили это выше. Так вот когда он в своем толковании суры аль-Ихляс привел фразу, ложно внушающую его приверженность к философско-религиозному течению «единства бытия» (уахдатуль-уджуд) пантеизму, появились некоторые, утверждая, что он сторонник и приверженец течения «единства бытия» (уахдатуль-уджуд). В то время как он в других местах открыто заявлял и критиковал последователей этой школы по имени, и те их принципы, которых они привержены. Разве этого не достаточно для убеждения в том, что человек не носитель тех убеждений, которые он открыто опровергал?!

Возьмем другой пример из жизни того же человека, когда он рассказывал о вселенной и о творениях Всевышнего и Всемогущего в ней, он упомянул, что мусульманин любит эту вселенную, и любит все, что в ней, так как вся она – творение Всевышнего, и исходит от Него. Тут пришел некий слушатель без плохого намерения, а наоборот, человек хороший, достойный, и сказал, что из этого следует, что он любит и шайтанов, и неверных и т.п. Так вот, как можно утверждать и говорить такое, тогда как у него четкие и ясные позиции и высказывания по отношению к неверным, христианам и иудеям!

И другие из предшествовавших ему ученых Ислама были обвинены или подведены под принципы, к которым они вообще не имели никакого отношения. Поэтому необходимо осознавать и быть знакомым с личностью человека, если мы хотим рассуждать о нем, его принципах и взглядах.

Это и есть те краткие понятия и мысли, которые я хотел затронуть по этой теме, с большой надеждой на то, чтобы я сам не впал в неправильное понимание, разъясняя тему неправильного понимания, и чтобы мои слова не были неправильно поняты. И я прошу Аллаха Величайшего и Всемогущего, чтобы Он даровал нам и вам полезные знания, облегчил праведные деяния и отдалил нас от промахов и ошибок в словах и делах. Амин.

Перевел с небольшими сокращениями

Расул бин Джамал Къудай

да простит и помилует его Всевышний.

Шаууаль 1427 – 2007 г. Стамбул, Турция

http://islamru.com/haber_detay.asp?haberID=28

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.