Untitled Document

islamru.com

4 раби' аль-ауаль 1439 - 23 ноября 2017

Поиск


Расширенный поиск

Напоминай же…

Лидеры реформ в обществе должны иметь глубокие знания, советоваться со знающими людьми, держать совет между собой и помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 4018
Дата   Дата : 29 мая 2009 14:45

Основные предпосылки к сплочению и успеху


С именем Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего.

         Хвала Аллаху Господу миров. Его мы восхваляем, к Нему взываем о помощи, просим о прощении и приносим своё покаяние. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит в заблуждении, того никто не поведёт прямым путём. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник. О Аллах благословляй и приветствуй Мухаммада, его семью, сподвижников и всех, кто последовал по их стопам с искренностью, вплоть до Судного дня.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!»

 «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из неё пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, именем которого вы друг друга упрашиваете, и бойтесь разрыва родственных связей, поистине, Аллах наблюдает за вами!»

 «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правильные слова! Он приведёт вам ваши дела в порядок и простит вам ваши грехи, а кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!»

А затем:

         Поистине, самые наилучшие и правдивые слова – это Книга Аллаха, а наилучший путь – это путь пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же из деяний – это нововведения в религии, и каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение найдёт свой исход  в Огне.

         Мир вам милость Аллаха и Его благословение уважаемые братья и сёстры.

         Этот небольшой труд, в качестве напоминания, я хотел посвятить разъяснению нескольких очень важных моментов, имеющих отношение к делу призыва к религии Аллаха. Это напоминание я обращаю в первую очередь к себе и ко всем, кому не безразлично положение мусульман, к тем, кто относит себя к призыву и джихаду из числа приобретающих знания и усердствующих на пути возвышения Слова Аллаха. Большинство призывающих обращают свои призыв и разъяснения к простой массе мусульман, но очень малая часть из них обращается с призывом к самим призывающим, обладающим знаниями, усердствующим на пути Аллаха. И это не смотря на то, что есть много минусов и недостатков в вопросах важных и первостепенных, имеющих отношение к методологии работы в деле возвышения слова Всевышнего Аллаха. Более того, проблема усугубляется тем, что некоторые братья из тех, кто относит себя к призыву и джихаду, не придерживаются методологии Корана и Сунны в суждениях, призыве и поведении. По этой причине их поведение отражается на всех, кто смотрит на них, как на пример в подражании, принимает от них суждения и взгляды. Исходя из этого, у меня нет никаких сомнений в том, что если лидеры реформ исламского движения на всех фронтах приведут в соответствие с Кораном и Сунной своё отношение друг другу, это отразится на их последователях и даст свои положительные результаты.

         В первую очередь я хотел обратить внимание на важность и обязательность наличия правильных убеждений, а также представлений о тех принципах, которые мы хотим претворить в жизнь и методах их воплощения. Причём знание методов достижения этих целей играет не менее важную роль, чем правильное представление того, к чему мы стремимся. Поэтому если мы хотим продвигаться вперёд, способствовать распространению Ислама и возвышению слова Аллаха, добиваться более продуктивных результатов, мы должны вести правильную политику, переходя от цели к цели, проявляя твердость и решительность на выбранных направлениях, вместе с необходимой мудростью и терпением. И здесь я хотел сказать, что поверхностные знания не помогут на этом пути, а только навредят. Лидеры реформ в обществе должны иметь глубокие знания, советоваться со знающими людьми, держать совет между собой и помогать друг другу в благочестии и богобоязненности. Далее они не должны давать возможность неуравновешенным братьям, будь они студенты, муджахиды и кто угодно, говорить все, что и где им заблагорассудится. В особенности это относится к администраторам исламских сайтов. Более того, они обязаны запрещать им это, и побуждать к тому, чтобы они спрашивали более знающих мусульман и ссылались во всех своих утверждениях на них, как того требует шариат. Они, не имея дальновидного взгляда, не понимая происходящего, втягивают мусульман в словесное противостояние, негативно отражающееся на лидерах реформ, и которое может перерасти в нечто большее, да убережет нас Аллах от худшего. Всевышний Аллах говорит: «Бойтесь иcпытания, которое может постигнуть не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании».  Т.е. по причине чьей-то несправедливости Аллах может наказать всех, даже тех, кто к этому был непричастен. Сюда можно отнести и негативные последствия, которые могут коснуться всех, по причине чьих-то неправильных, необдуманных, а где-то преждевременных призывов и «поучений».  Каждый, кто относит себя к ахль-сунна, должны знать каким образом ведут себя ахль-сунна в моменты возникновения разногласий в методах и средствах возвышения Слова Аллаха. Что необходимо признавать достоинства и уважать мнение, основанное на иджтихаде, вести спор на основе доводов Корана и Сунны. Возвращаться за решением вопросов к знающим людям, как это повелел Аллах: «Когда до них доходит из­вестие о безопасности или страхе, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его узнали бы те, которые могут исследовать его».  В аяте сказано про страх, и безопасность, то есть то, что мусульмане испытывают на себе во многих странах. Также в этом кораническом наставлении разъяснение того, к кому должны мусульмане возвращаться за поиском решения проблем. Аллах повелел возвращаться к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а также к обладателям влияния среди мусульман. Поэтому возврат должен быть к ученым, и доказательством того, что они в действительности являются обладающими влиянием слова Всевышнего: «его узнали бы те, которые могут исследовать его», (выносить и исчерпывать решения). Другими словами, удостоверившись в истинности вестей о надвигающейся угрозе, породившей страх в некоторых слабых душах, они в состоянии выносить решение после правильного осмысления: стоит ли вообще об этом говорить и распространять, а также что следует делать. И Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то верните это (за решением) к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день».

         Следующее, не менее важное, чем предыдущее, о чём я хотел напомнить, это важность объединения усилий. Учёные мыслители нашего столетия убеждены в том, что для достижения возвышенных целей шариата нужна коллективная работа на всех направлениях. Это неоспоримый факт, в котором нет разногласий. Более того, индивидуальные усилия каждого по отдельности не дадут ощутимой пользы настолько, как они проявились бы в коллективной работе. Это то, к чему побуждает Всевышний Аллах: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». И Он повелевает нам быть стойкими и сплочёнными и запрещает нам противоположное этому единству разделение и слабость: «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, – быть может, вы преуспеете. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми».  И Он также сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения». Поэтому, несмотря на различия в понимании или предпочтении определенных методов возвышения слова Аллаха, все должны взаимно приспосабливаться друг к другу во имя сотрудничества. Важную роль в этом играет смирение и взаимное уважение, являющееся одной из главных предпосылок достижения сотрудничества. Оно может быть продемонстрировано людьми с умеренным темпераментом, то есть теми, кто обладает уравновешенными воззрениями, благим нравом, сбалансированными и правильными суждениями. В такой сложной обстановке мы обязаны изучать себя, а также друг друга, и стараться избегать любых проявлений неумеренности, крайности и резкости в публичных высказываниях. Разве нам не достаточно того, что куфр ведет борьбу против Ислама, не стесняясь абсолютно никаких форм и методов, сотрудничая между собой в этой борьбе в мировом масштабе, несмотря на то, что между собой они враги, как сказал об этом Всевышний Аллах: «Меж собой у них жестокая вражда. Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это – потому, что они являются людьми неразумеющими». Всевышний Аллах также сказал: «Иудеи сказали: «Христиане не следуют прямым путем». А христиане сказали: «Иудеи не следуют прямым путем». Несмотря на это, когда заходит речь об Исламе и мусульманах, они говорят: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Затем ты их видишь помогающими друг другу против приверженцев истины, как об этом сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не будьте для иудеев и христиан помощниками и приверженцами, они приверженцы и помощники друг другу». Это только против истины их усилия объединяются. Всевышний Аллах также сказал: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать, таким образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие». То есть, если мусульмане не будут помогать и дополнять друг друга, как это делают кафиры в борьбе против них, то смута (многобожие) распространится на земле и ложь возьмет верх. По этой причине мы обязаны проявлять терпение друг к другу и сохранять братские отношения, даже если в каких-то методах и формах призыва мы можем не сойтись во мнениях. И с другой стороны, есть очень много того, что объединяет нас, поэтому мы обязаны помогать и сотрудничать между собой, дополняя друг друга в тех делах и вопросах, в понимании которых мы едины. Те же методы и шаги, в которых позволительно делать иджтихад, по причине которого возникают разногласия, мы должны решать на основе знаний, сохраняя братские отношения, даже в том случае, если каждый останется при своём мнении. Но при одном условии, чтобы это мнение опиралось на знание, исходило от грамотных людей, знающих шариат и общее положение мусульман. Наше положение больше похоже на положение исполнителей, которые должны делать конкретные дела, опираясь на полученные фатауа и следуя наставлениям учёных, и мы не ученые, чтобы давать фатвы и решать вопросы в зависимости, от которых решаются судьбы большого количества мусульман. Поэтому мы обязаны держать связь с учёными, работающими для Ислама и мусульман. Тем более, что есть немало ученых, дающих фатвы по джихаду, заботящихся о проблемах мусульман.   И не является условием, чтобы они были на полях сражений, нам достаточно того, что они поддерживают джихад, более того, муджахиды Палестины, Ирака, Сомали и других горячих точек мусульман постоянно с ними советуются, почему бы и нам не последовать их примеру. У меня нет сомнений в том, что любое исламское движение, за которым не стоят учёные, и которое не имеет долгосрочного, охватывающего все стороны исламских дел плана, хотя бы на ближайшие пять лет, в конечном итоге потерпит неудачу. Более того, любое движение, которое не обновляет каждые пять лет свой план, не делая в нём никаких изменений, а также не пересматривает ничего в стратегических вопросах, является движением замороженным, которое не будет развиваться.

         Следующее, о чём я хотел напомнить, является очень важным в деле распространения Ислама и возвышения слова Аллаха. Но в тоже время это внутреннее качество исламской общины, можно сказать практически отсутствует сегодня в мусульманах. Это важность присутствия среди нас духа свободной и конструктивной критики. Критики, которая помогает раскрывать ошибки и недочеты в тот момент, когда еще можно исправить положение и повлиять на ситуацию. Она побуждает человека обдумывать и взвешивать свои шаги, отдаляет его от слепой приверженности личностям и их мнениям. В ней содержится много и другой пользы, в том случае, если она будет корректной, с уважением и признанием достоинств. Также она должна быть направлена на исправление ошибок или неправильных поступков, негативно отражающихся на коллективной работе. И ни в коем случае она не должна переходить в критику призывающего, как личности, более того является запретным его оскорбление и принижение.

         Нет ничего хуже для коллективной деятельности, чем подавление критических высказываний. Нельзя делать так, чтобы малейшая критика в адрес призывающего или муджахида, воспринималась как покушение на истину или личное оскорбление. Более того, нельзя, чтобы она воспринималась как неуважение или непризнание достоинств призывающего, или того дела, которому он отдал предпочтение на пути возвышения слова Аллаха. Именно этому пункту я хочу посвятить отдельное внимание. По той причине, что некоторые братья из числа студентов и других, которые знают меня, а также мои убеждения, усомнились в правильности моей позиции в моей статье «Мусульманка и джихад».

         Зная о том, что мусульманин, а особенно приобретающий знание, должен заботиться о своей репутации в среде верующих, согласно хадису Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Шайтан проходит по жилам человека, и я испугался, что он бросит в ваши сердца что – либо» (текст хадиса согласован), а также о том, что необходимо воспрепятствовать наущениям шайтана,  я всё же решил затронуть этот момент здесь и обратиться к призывающим и усердствующим на пути Аллаха. В первую очередь для разъяснения важных основ в методологии призыва и призывом к ним, исходя из чего, будет ясна моя позиция, если это пожелает Аллах.

         Прежде чем перейти к главной теме, я бы хотел написать о целях написания статьи «Мусульманка и джихад». Первой целью было   рассмотрение вопроса принятия участия женщины в джихаде с  точки зрения фикха-правоведения. То есть, научное изучение этого вопроса с точки зрения шариата, по этой причине я написал об участии женщины в джихаде в обоих его положениях. Первую часть статьи я посвятил джихаду фард кифая, с точки зрения научного подхода и привел соответствующие доводы, а также мнения имамов по этому вопросу. И это не было написано с каким-то трюком, чтобы привязать именно эти доводы к действительности, как мне попытались привязать некоторые безымянные личности. Я постарался изложить вопрос участия мусульманки в джихаде теоретически, после чего подвёл итог научного исследования этого вопроса своим мнением, которое, если сократить и подытожить, заключалось в том, что на Северном Кавказе не та ситуация, чтобы обязывать сестёр воевать, даже если мнение трёх имамов посчитаем более правильным. Во-первых: ситуация не соответствует той, что упомянута имамами. Во-вторых: по той причине, что мусульманка вообще не обязана ни при каких обстоятельствах воевать с оружием в руках в рядах муджахидов. В-третьих: если мы согласимся с тем, что это дозволено в шариате применительно к Кавказу, я считаю, что это надо запретить из-за того, что выход сестёр на джихад может повлечь за собой очень много негативных последствий, подчеркнув это тем, что, будучи приобретающим знания, мне никогда не довелось слышать от современных больших учёных, которые лучше кого бы то ни было осведомлены о положениях шариата и дают фатвы по Палестине, Ираку, Афганистану и другим горячим точкам мусульман, чтобы они обязывали женщин совершать джихад своими душами.

         Цель вторая: обращение с текстами Корана и Сунны.  Один из отличительных признаков методологии праведных предшественников, это предпочтение Корана и хадиса мнению людей. Если мнение кого бы то ни было противоречит текстам шариата, то оно не должно приниматься. Когда я изучал этот вопрос и рассматривал мнения имамов, то не нашел ни одного однозначного довода из Корана и Сунны, даже слабого, обязывающего женщину делать джихад своими руками. Более того, я узнал, что в этом вопросе нет единогласного мнения между учеными. Так же я специально начал статью хадисом от Айши, да будет доволен ею Аллах, и уделил внимание его короткому объяснению, и даже подчеркнул, зачем я это сделал: я не зря уделил внимание этому хадису и остановился на его коротком разъяснении. Дело в том, что этот хадис указывает на различие в этом великом виде поклонения - сражения с неверными, между мужчиной и женщиной.

         Цель третья: разъяснение ошибки Саида.  Поскольку он является, как я об этом упомянул в той статье, уважаемым братом для многих мусульман и, естественно, они к нему прислушиваются. Я уделил внимание именно этому вопросу по причине убежденности в том, что женщина не обязана воевать ни при каких обстоятельствах. Моей целью не было принизить достоинство Саида, как это показалось некоторым, и для меня достаточно в этом свидетелем Аллаха. Более того, я подчеркнул это словами, что моя цель ни в коем случае не в принижении достоинств допустившего ошибку, а в напоминании, совете и разъяснении. Плюс к этому я постарался, не принижая достоинства Саида и без преувеличений написать о нём вступление, упомянув его положительные стороны и дела, а также тот факт, что мне неоднократно приходилось слышать о нём благие отзывы. И будучи убеждённым, по причине опять же хорошего мнения о нём, что он пересмотрит свой взгляд, если до него дойдёт мой труд, я подчеркнул для тех, кто может воспринять это как минус, что это не так, а наоборот только прибавит ему достоинств. Мне кажется, что меня неправильно поняли в моих словах из статьи: «Но, зная и помня наставления шейхов, у которых, по милости Аллаха, удавалось учиться, о том, что знания берутся только от учёных, и что у обучающегося самостоятельно по книгам будут преобладать ошибки, я побуждал обращаться по вызывающим обсуждения или не совсем понятным вопросам к имеющим шариатское образование братьям». Из этих моих слов, не хочу говорить многие, но скажу, кто-то понял, что под обучающимся самостоятельно по книгам, у которых преобладают ошибки, я имел ввиду Саида, и что этим я его принизил, так как о себе сказал, как об обучавшимся у шейхов. Это не так, поэтому тот, кто внимательно и непредвзято прочтёт мои слова, он поймёт, что я говорил о братьях, которые, не зная арабского языка, просвещаются самостоятельно, читая переводы книг и которым я советовал слушать лекции Саида. Поэтому более правильным для тех, кто взялся защищать Саида, следовало опровергать того, кто сделал о нём такое понимание. Но, даже имея такую изначальную позицию, я не исключаю вероятность, и имею право обобщенно предупредить и предостеречь, не указывая на конкретно какую-то личность, что тот, или те, кто короткое время имели возможность получать знания у алимов и получали ранее, затем не подтверждают свою более позднюю деятельность и суждения  соблюдением, приверженностью, суждениями и координацией с такими же признанными, современными, большими алимами и учеными...

         Цель четвертая и самая основная: попытка остановить сестёр от принятия участия в джихаде с оружием в руках.  Это желание и долг разъяснения возник у меня после того, как я примерно около года назад, а может и более, просмотрел видеоролик, в котором один из братьев муджахидов в Дагестане сказал, что у них скоро будет отдельный женский батальон. Где он, снимая на камеру сестер, хвалил их тем, что они уже не в одной боевой операции принимали участие. Может быть, его высказывание было шуткой или просто необдуманным, но шуткой не были две молодые сестры, которых показали в этом ролике, и которые впоследствии погибли, да помилует их Аллах. Я просто представил себя на месте их родителей. Именно тогда у меня возникло желание написать разъяснение по этой теме, а обращение Саида послужило всего лишь толчком и поводом для написания.

         В числе обвинений в мой адрес звучит то, что я неправильно понял обращение Саида, как сказал один из членов редакции сайта Guraba, да воздаст ему Аллах благом, за его уважительный подход в своём комментарии к моей статье. Он говорит, что Саид призывал сестёр поддерживать своих мужей и близких всевозможными методами и быть терпеливыми к тем лишениям и трудностям, которые они испытывают по причине того, что их мужья или близкие вышли на джихад. И что единственной причиной, по которой они поместили мою статью на сайте, является тот факт, чтобы другие братья и сёстры не сделали вывода, что Саид призывает женщин выселиться на джихад с оружием в руках. Несмотря на то, что меня преподнесли как ошибшегося с выводом, я всё равно ему благодарен за то, что он повел себя благонравно, пытаясь оправдать Саида, но, однако согласившись с полезностью и актуальностью моей работы.

         Учитывая тот факт, что Саид впоследствии объяснил, что он не подразумевал в своём обращении призыв сестёр к джихаду, я всё-таки решил пояснить, что вины нет на тех, кто понял из его обращения призыв, тем более, что случаи когда сестры выходили в лес уже имели место быть. Ввиду причин приведённых ниже, очень трудно назвать их вывод и понимание из слов Саида неправильным. Что же касается моей работы, то она включала в себя разъяснение того, что женщина вообще никогда не обязана сражаться в рядах мужчин, а об этом он говорил неоднократно и достаточно ясно и понятно с шариатской позиции квалификации смыслов слов и фраз.

         Мне было достаточно одного раза прослушать обращение Саида, чтобы понять к чему он призывает, и это было не только моим пониманием, а пониманием всех с кем мне приходилось на тот момент общаться. Более того, я поминутно и дословно ещё полгода назад напечатал все моменты в обращении, в которых косвенно или открыто он призвал сестёр к джихаду.

         Во-первых: В его введении к обращению, которое он начал с того, что женщины одинаковы в поклонении с мужчинами, кроме некоторых его видов, о которых он обещал поговорить позднее. Это значит, что сегодняшняя его тема не относится к этим некоторым видам поклонения, делающим различие между мужчиной и женщиной. А тема была об отношении женщины к джихаду, который является обязательным для мужчин. Следовательно, он обязателен и для женщин, раз нет в нем различия.

         Во-вторых: На третьей минуте он говорит: "Все те, кто проживает на этой территории, обязаны принять участие в джихаде, либо имуществом, либо руками, либо хотя бы, минимум, посредством ду'а. И тот, кто может принять участие своими руками, обязан прийти, мужчины или женщины, старики или дети. Все они участвуют в этом джихаде, который является фард айн и ни с кого из них не снимется эта ответственность до тех пор, пока амир непосредственно не скажет, что вы можете помогать только этим, и не нуждаемся пока мы в помощи именно оружием. Ни для кого не секрет, что Саид придерживается мнения о том, что Кавказ является именно таковой территорией, и исходя из этого к ней применяется все перечисленное, а также по той причине, что амир непосредственно не сказал открыто по этому поводу ничего. Получается, что женщины обязаны принять участие своими руками.

         В третьих: Его слова на пятой минуте о том, что женщины принимали участие в джихаде как руками (и здесь он сделал жест указательным пальцем правой руки, пытаясь подчеркнуть важность и заакцентировать внимание на слове «руками»), так и своим имуществом. Это не домысел, а элементарное знание приёмов ораторского искусства и психологии.

         В четвёртых:  На седьмой минуте его слова: «Возвращаясь к теме того, как участвовали женщины времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в джихаде».  Этим он ставит их в пример сегодняшним сёстрам, доказательством чему приводит аят, в котором есть повеление брать пример с посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.  Далее он говорит, что женщины времён Пророка, жены сподвижников, участвовали в джихаде всем, что у них было: и своим имуществом и своими душами, всем, что было им доступно.

         В пятых: Его слова на двенадцатой минуте: «Если все примут участие в том джихаде, который идет на сегодняшний день на этой земле». Затем примеры сподвижниц, да будет доволен ими Аллах, которые принимали участие непосредственно в сражениях, также являются косвенным подтверждением того, что он подразумевает. А также сравнение их с сестрами, которые на сегодняшний день принимают участие в джихаде своим имуществом и своими руками.

         В шестых: Его похвала многих сестер, которые принимают участие в джихаде со своими мужьями и братьями, и его клятва Аллахом, что они получают вознаграждение выше любого, кто остался в своих домах.

         Всё обращение содержало в себе три основных пункта. Во-первых: разъяснение обязанности женщины принимать участие в джихаде. Во-вторых: побуждение сестёр к принятию участия в джихаде руками, в частности и в общем, приводя примеры сподвижниц и делая сравнение с ними тех сестёр, которые уже  вышли на джихад в лес, и плюс к этому заверение клятвой Аллахом, что они получают вознаграждение выше любого, кто не на джихаде. В-третьих: побуждение сестёр к тому, чтобы они выходили замуж за муджахидов.  Это три основных пункта, а призыв к терпению не был оглашен, но он подразумевался и был понятен из примера Хадиджи, да будет доволен ею Аллах, а также в последней  части обращения, где пояснялось, почему жён муджахидов ожидает большое вознаграждение. Поэтому обвинение в том, что его неправильно поняли необоснованное. Для того, чтобы призвать к терпению, такому брату как Саид не следовало это подразумевать. Или приводить примеры того, как женщины сражались своими руками и приводить высказывания ученых в качестве довода на то, что джихад фард айн, как для женщин, так и для мужчин, и что в этом виде поклонения нет между ними разницы. Что можно понять из его слов: «Все те, кто проживает на этой территории, обязаны принять участие в джихаде, либо имуществом, либо руками, либо хотя бы, минимум, посредством ду'а. И тот, кто может принять участие своими руками, обязан прийти, мужчины или женщины, старики или дети».

         Удивительное также заключается в том, что много братьев, а также сестёр, до сих пор убеждены в том, что мусульманка обязана делать джихад с оружием в руках. Несмотря на то, что я постарался разъяснить этот вопрос так, чтобы эта тема была закрыта, подчеркнув в самом начале разбора вопроса о положении джихада фард айн для женщины, что у имамов нет по этому поводу единого мнения. Далее я специально упомянул разногласие между имамами, и мнение каждого из них, подытожив их тем, что обязанность участвовать женщине с оружием в руках в джихаде - это крайняя и вынужденная мера, согласно мнению трёх имамов. Она вменяется тогда, когда враг неожиданно напал на мусульман и мужчины не в состоянии защищать территорию, и слабых мужчин, женщин и детей, что в этом случае они обязаны защищаться самостоятельно. В то же время я сказал, что согласно мазхабу имама Ахмада, да помилует его Аллах, им разрешается мобилизоваться для сражения, но не будет греха на той, которая этого не сделает.  И я не сказал, что мнение трех имамов является более верным, поэтому сразу привёл мнение Ибн Кудамы, а затем случай из жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подытожив и дав понять, что на мнение имамов нет однозначного доказательства. Более того, в моём выводе было сказано о конкретном случае, и этот случай упоминается в высказываниях имамов, что эта обязанность вменяется тогда, когда враг неожиданно напал на мусульман, и мужчины не в состоянии защищать территорию, и слабых мужчин, женщин и детей. Если же враг не просто подступил, а вторгся и оккупировал долгое время территории, то это совсем другой случай, в котором мусульмане обязаны отвоевать и вернуть оккупированные земли при условии силы, в противном случае они обязаны вести тщательную подготовку во всех отношениях, чтобы исполнить фард возложенный на них.

         Для тех братьев и сестёр, кому моих доводов было недостаточно, я решил привести мнение шейха Абдуль-Кадира Абдуль-Азиза, да освободит его Аллах.  Шейх говорит в его книге «Аль-‘Умда фи и’дади ль ‘удда»: «То, что упоминают уважаемые знатоки фикха о том, что джихад фард айн является обязательным для женщины, не совсем верно. Некоторые могут подумать, что в этом их мнение единогласно, или, что это мнение большинства, но это совсем не так.

         Те, кто обязывает женщин делать обязательный джихад, опираются на правило в фикхе, которое гласит, что все личные обязанности (фарды айн) ложатся на каждого совершеннолетнего мусульманина (разумного и достигшего совершеннолетия) не делая различий между мужчиной и женщиной. Но тексты шариата об отношении женщины к джихаду противоречат этому правилу, поэтому мы обязаны принимать их. Далее шейх приводит хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, с которого я начинал статью, после этого приводит комментарии нескольких учёных, а затем говорит: «Этот хадис разъясняет, что женщина не обязана делать джихад, не делая разницы между фардом кифайа и фардом айн. А также разницу между фардами относительно женщин не сделали толкователи хадиса, ни Ибн Хаджар, ни Ибн Батталь. При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было много случаев, когда джихад становился личной обязанностью каждого. Но до нас не дошел ни один текст хадиса, даже слабого, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязал женщин сражаться, чтобы мы посчитали этот хадис ограничивающим определенные случаи и делая их исключением из хадиса от Айши». Далее шейх приводит случаи из жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда джихад был фардом айн, в частности говорит о походе на Табук, когда имам призвал всех, а также о битве у рва, что женщины не выходили для сражения. Затем он приводит высказывание Ибн Кудамы, да помилует его Аллах, и говорит: «Об этом говорит Ибн Кудама, в его словах: «Если подступил враг, люди обязаны мобилизоваться как богатые, так и бедные. И не выходят к врагу до тех пор, пока им не разрешит имам, если только враг не напал неожиданно и у них не было возможности спросить разрешения. Это значит, что мобилизация ложится на всех, кто пригоден к сражению, по причине того, что враг подступил к ним, и нельзя никому оставаться, кроме тех, кого вынуждены оставить для охраны места, семей и имущества…» (Аль-Мугни уа шарх аль-кабир т. 10 стр.389). Слова Ибн Кудамы: «для охраны места и семей» подразумевают, что женщины не обязаны выступить даже если враг напал на поселение. Также говорит Ибн Таймийа, да помилует его Аллах: «Если враг напал на страну мусульман и воинов среди них меньше половины врага, так, что если они отступят, враг завладеет женщинами, то этот случай и ему подобные называется оборонительным сражением, но не наступательным. Ни при каких обстоятельствах в этом случае отступать нельзя, похожая ситуация была в битве при Ухуде» (Ихтийарат аль-фикхийа стр.311.) Его слова «что если они отступят, враг завладеет женщинами» говорят о том, что он не считает обязательным для женщин выходить для сражения в этом виде обязательного для каждого  джихада».

         Далее шейх делает предпочтение более правильному мнению, и говорит: «После всего сказанного, я говорю: «Джихад не становится обязательным для женщины ни в одном из обязательных видов джихада, но ей разрешается принять участие в сражении добровольно, также, как ей разрешается сражаться защищая свою религию, себя, и тех, кто с ней, если враг неожиданно напал и добрался до женщин и домов. Как это привёл имам Муслим от Анаса: «В битве при Хунайне Умму Сулейм, да будет доволен ею Аллах, взяла с собой кинжал. Её увидел Абу Тальха и сказал: «О, посланник Аллаха, это Умму Сулейм, у неё с собой кинжал». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Что это за кинжал?» Она ответила: «Я взяла его для того, чтобы вспороть живот кому-нибудь из многобожников, если он приблизится ко мне». После этого Пророк засмеялся» («Аль-‘Умда фи и’дади ль ‘удда» стр.27-29).

         Второе замечание в мой адрес заключалось в том, что мне не надо было открыто говорить об ошибке Саида, и что если я действительно хотел сделать искренний совет, мне надо было отправить ему личное сообщение, указав на неправильность его утверждений.

         Ответ с помощью Аллаха будет следующим: Имам Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах, говорит:  «Знай, что упоминание человека с тем, что ему не нравится, является запретным по шариату в том случае, если делается это лишь с целью порицания, принижения и указания на недостатки. Если же в этом общая польза для мусульман, или для отдельной группы из них и целью является достижение этой пользы, то это не запрещено, более того является желательным. Учёные хадисоведы постановили это в своих книгах по науке джарх и та’диль. И упомянули разницу между дискредитацией передатчиков (хадисов) и злословием (гиба), сделав опровержение тем, кто не делает в этом разницы, из поклоняющихся и других с ограниченным знанием. И нет разницы между дискредитацией передатчиков хафизов хадисов и различием, чьи предания из них принимаются, а чьи нет, и между разъяснением ошибок в понимании смыслов Корана и Сунны и неправильном их толковании. А также приверженности тому, чего не следует придерживаться и предостережении от следования тому, в чём он ошибся. Ученые единогласны во мнении, что это также дозволено.  По этой причине мы встречаем в их книгах, написанных по различным наукам шариата из тафсиров, толкований сборников хадисов, правоведению, разногласий учёных и других переполненных диспутами и опровержениями слабых мнений имамов ранних и последующих поколений сахабов, табиинов и тех, кто был после них. Никто из учёных это не оставлял, и никто не притязал на то, что в этом порицание того, кому делается опровержение, или его принижение и умаление достоинства. За исключением тех авторов, кто переходит границу в словах, высказывается неблагопристойно, подобных опровергают  за непристойность и только, без основы его опровержения, поскольку в этом доведение шариатских доводов  и заслуживающих признания доказательств. Причина этого в том, что учёные уммы единогласны в том, что истина, с которой Аллах послал своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, должна проявляться, чтобы религия полностью принадлежала Аллаху, и Его слово было превыше всего. И все они признают, что никто из них не в состоянии охватить в себе всё знание, и никто из первых и последних поколений не притязал на это. Поэтому имамы праведных предшественников, знания и достоинства которых признаются единогласно, принимали истину от тех, кто довёл её до них, даже если он будет младшим. И они завещали своим сподвижникам и последователям принимать истину, если она проявится не в их словах.  Некоторые известные говорили, если выносили суждение на основе своего видения: «Это наше мнение, тот же, кто придёт к нам с наилучшим мнением, чем наше, мы примем от него» (Аль-Фарку байна насыхати уа тта’йиир стр.7-8).    Он также сказал, да помилует его Аллах: «Опровержение слабых мнений и разъяснение истины на основе шариатских доводов в противоположном им, не относится к тем вещам, которые эти учёные считали нежелательным. Более того, они любили это и хвалили тех, кто это делает, и отзывались о них хорошо. Это ни с какой стороны не считается злословием, и если представить, что кому-то не нравится, чтобы выявляли его ошибку, противоречащую истине, то его недовольству не придаётся значение. Нежелание выявления истины в том случае если она противоречит словам человека, не относится к похвальным качествам. Даже более этого, мусульманин обязан любить обнаружение истины, и чтобы мусульмане знали её, не придавая значения, соответствует ли это ему или противоречит. И это относится к искреннему отношению к Аллаху, Его Книге, посланнику, имамам мусульман и простым верующим. Это религия, как об этом сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует» (Там же, стр. 10-11).

         Отсюда становится ясным, что разъяснение ошибок является благим делом при условии, чтобы оно не сопровождалось оскорблениями, и целью было разъяснение истины и предостережение от ошибки. Так поступали учёные во все времена, опровергая порой в отдельных вопросах учёных сподвижников и признанных уммой имамов, не говоря уже об остальных. И никто из них никогда не говорил, что в этом умаление достоинства тех, кому делают опровержение. Более того, если опровержение исходит от человека известного уважением к учёным и насыщено знаниями, мы обязаны думать о нём хорошо, и нам запрещается подозревать его в том, что он пытается принизить опровергаемого. Поскольку это относится к плохим предположениям, которые запретил нам делать о мусульманине Всевышний Аллах. Он сказал: «Кто совершил ошибку или грех и обвинил в этом невиновного, тот взвалил на себя бремя клеветы и очевидного греха». Одни только плохие мысли о мусульманине являются запретными. Если же он заявит о своих домыслах, то объединит в себе два греха, первый грех за плохие подозрения, а второй за обвинение невиновного. Он еще больше будет погружаться в грех, если будет сопровождать свои мысли словесными оскорблениями, клеветой и злословием. Далее его грех будет увеличиваться в том случае если он, не имея достаточных знаний, возьмётся опровергать знающих и погружаться в сложные вопросы шариата. Всевышний Аллах говорит: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха». И Он говорит: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех». По этой причине тот, в ком проявятся вышеперечисленные качества, должен быть остановлен, и не будет греха на тех, кто разъяснит его невежество, тем самым, поставив его на место. Тот же, в чьём опровержении не наблюдается подобных качеств, мы обязаны понимать его слова в наилучшем значении, и запрещается понимать их в наихудшем. Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не думай плохо о слове, которое вышло от твоего брата мусульманина до тех пор, пока ты находишь ему благое объяснение» (Передал Ахмад).

         Следующее о чём я хотел сказать, так это тот факт, что мы должны делать различие между ошибками открытыми, вред от которых может расширяться, и ошибками, не получившими распространение, но касающиеся индивида. Я думаю, все со мной согласятся с тем, что ошибки есть, и что надо исправлять движение, признавать ошибки и разъяснять их. Но разница может возникнуть в подходах и методах, которую мы обязаны делать  между верующим, допустившим неосознанную ошибку и лицемером, между праведным, оступившемся мусульманином и обозлённым невеждой, который вредит, будучи убеждённым в том, что поступает верно и приносит пользу.  Если неправильный призыв или ошибка были публичными и получили распространение, надо разъяснить это публично. И нам любимее, чтобы ошибка приписалась человеку или группе, нежели мы умолчим о ней, но тогда она будет приписана религии Аллаха. Знающие люди обязаны разъяснять ошибки призывающих и способствовать исправлению, если же они будут молчать, а призывающие упорствовать в своих ошибках, то это только затормозит призыв и любое исламское движение. В то же время от призывающих и усердствующих на пути Аллаха требуется признавать ошибки и спешить исправить положение, приведя его в соответствие с шариатом.

         В этом заключается исламское воспитание, которое получило первое поколение лучших мусульман. Редкие ошибки этого поколения были оглашены Всевышним Аллахом в Коране, и будут читаться вплоть до Судного дня для того, чтобы верующий народ работал над собой и извлекал для себя уроки и полезные выводы. И если бы замалчивание ошибок приверженцев истины было правильным, Аллах не стал бы разъяснять их проступки. Примеров тому, как Аллах указывал на ошибки, встречаются в Коране неоднократно. Вот всего лишь несколько примеров воспитания Аллахом муджахидов принимавших участие в джихаде рядом с посланником Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы убивали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах снисходителен к верующим. Вот вы бросились бежать, не оглядываясь друг на друга, тогда как Посланник призывал вас, находясь в последних (ближайших к противнику) рядах, и Аллах воздал вам печалью за печаль, чтобы вы не скорбили о том, что было вами упущено, и о том, что поразило вас. Аллаху известно о том, что вы совершаете». И он сказал также о них: «Тех из вас, которые повернули назад в тот день, когда встретились два войска при Ухуде, сатана заставил поскользнуться по причине некоторых их поступков. Аллах уже простил их, ведь Аллах – Прощающий, Выдержанный». И Он сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: «Почему так вышло?» Скажи: «Это по причине вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь». Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей - еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство». Причиной ниспослания этих аятов послужила история Абдуллы ибн Джахша, да будет доволен им Аллах. Он и его спутники ослушались Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сделав собственный иджтихад. По этой причине многобожники обвинили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  в том, что он позволил пролить кровь в запретные для сражения месяцы и распространили это известие среди арабов, которые возвеличивали эти месяцы настолько, что оставляли даже убийцу собственного отца, не причиняя ему вреда. Всевышний также ниспослал аят по причине ошибки Хатыба ибн Бальта’а, когда он отправил письмо к курайшитам, да будет доволен им Аллах, а также по причине Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, когда он без причины не выступил в поход. Он также раскрывал планы лицемеров и их качества, которые составляли не малую часть общества. Также имам аль-Бухари передал хадис, в котором сказано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки к небу и сказал: «О Аллах, я отрекаюсь к Тебе от того, что совершил Халид». А Халид, да будет доволен им Аллах, как известно не был простым муджахидом, а был полководцем получившем прозвище «Меч Аллаха». Более того, Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что среди вас находится Посланник Аллаха. Если бы он подчинился вам во многих делах, то вы непременно попали бы в затруднительное положение».  Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, толкуя этот аят, сказал: «Т.е. если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступал в соответствии с вашим мнением, и принимал от вас то, что вы говорите, и повиновался вам, то вас постигло бы затруднение и трудности во многих делах, по причине его подчинения вам, если бы он подчинился. Он бы тогда ошибался в своих делах, если бы опирался на ваши слова, поскольку вы не защищены от ошибок».    Поразмыслите над этим, мои уважаемые братья и сёстры, ведь речь в этом аяте идёт о лучшем поколении мусульман, наиболее знающих и богобоязненных. Это говорит нам о том, что каждый, кто занят призывом или усердием на пути Аллаха, после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является незащищённым от ошибок. Более того, показательным примером для нас является первое поколение мусульман, между которыми возникали даже разногласия, но это было не страшно, поскольку они заканчивались также быстро, как и возникали, так как словом верующих было: «Мы услышали и мы повинуемся». Страшно тогда, когда верующие продолжают упорствовать в ошибке, пытаясь найти ей обоснованность, или же признают в себе ошибочность, но не хотят этого признавать публично, опасаясь осуждения людей. По этой причине молчать об ошибках или подыскивать им правильную трактовку неправильно. Неправильно также подавлять критические высказывания, по той причине, что это мешает человеку думать и размышлять над тем, что от него исходит из их слов и дел. Мы должны открывать двери для дискуссии любому из наших братьев у кого есть замечания, объяснять неясное и признавать ошибочное в том случае, если оно обнаружится. Умар, да будет доволен им Аллах, будучи халифом мусульман, говорил: «Да помилует Аллах того человека, который подарит нам наши недостатки». Имам Шафии, да помилует его Аллах, побуждал своих учеников следовать Сунне и бросать его словами об стену, в том случае если выяснится, что они противоречат хадису. И он завещал им, что когда бы они не узнали достоверный хадис, чтобы всё соответствующее хадису они считали его мазхабом. И он, да помилует его Аллах, побуждал своих учеников после того, как заканчивал писать книгу, чтобы они искали в ней ошибки, и говорил: «Обязательно в ней должно быть то, что противоречит Корану и Сунне, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». И он говорил о тех, с кем вёл научные споры: «Мои слова истина, но я допускаю, что могу ошибиться, а слова моего оппонента ошибка, но есть вероятность того, что с ним истина». И он говорил: «С кем бы я ни вёл спор, я всегда желал, чтобы через него Аллах открыл для меня истину». И он также сказал:  «Кто бы со мной не спорил, я никогда не придавал значения тому, с чьих уст проявится истина». Да помилует Аллах этого великого имама ахль-сунна уа ль-джамаа и возвысит его степень в раю. Все вышеперечисленные предания говорят о том, что целью диалога и дискуссии должно быть стремление к истине. Поэтому тот, кто на истине, или стремится к истине, не должен проявлять недовольство оттого, что ему кто-то делает опровержение или указывает на его действительную или мнимую ошибку.

         Если мы посмотрим на позицию мусульман в отношении ошибок призывающих и усердствующих на пути Аллаха муджахидов, то приблизительно можем поделить их на четыре категории. Первая: Не допускают абсолютно никакой критики и осуждения ошибок в их адрес. Чаще всего такая позиция свойственна фанатично приверженным к той или иной идее, а также джамаату. Они воспринимают каждого, кто указывает на ошибки муджахидов и призывающих, будто он против джихада или джамаата занятого призывом, не делая различия между теми, кто занимается разрушительной критикой, и теми, кто хочет блага и даёт совет. Это по той причине, что в их понимании указание на ошибки и их обсуждение противоречит возвеличиванию джихада, который совершают муджахиды. А иногда по причине убежденности в абсолютной правильности и превосходности. Иногда по причине полной и прямой ассоциации себя с тем, что ты и есть воплощение того, что ты стараешься делать и осуществляешь, хотя в действительности Ислам это одно, а мусульманин может быть совсем другим, Призыв это одно, а призывающий может быть иным, Джихад это одно, а муджахид может быть не таким… Есть и другие причины, которые их толкают на это. Вторая: Только и заняты порицанием и разрушительной критикой, везде, где им удаётся. Эта позиция чаще всего свойственна людям с пораженческим настроем, тем, кто отрицает джихад и отрекается от тех, кто его совершает. Они считают своим религиозным долгом порочить допускающих ошибки и предостерегать от них мусульман, вплоть до того, что готовы прибегать к помощи тагутов, для того, чтобы покончить в их понимании, с сеющими нечестие на земле.  Третья: Предпочитающие молчать. Их можно поделить на три категории. Группа молчит по причине беспечности и отвлечённости на мирские заботы, от них нет ни вреда, ни пользы, но само их положение плачевно с той стороны, что они чувствуют себя в отдалённости от проблем мусульман. Другая группа осознаёт бедственное положение мусульман и стремится исправить их положение к лучшему по мере возможностей, не затрагивая эти вопросы чисто из стратегических планов призыва. Просто мудрость и осторожность, тем более, что совет и разъяснение, это коллективная обязанность. Знание этого даёт тебе ответ на вопрос о том, почему часть больших учёных, зная о положении мусульман, открыто не заявляет о неверии правителей и не обращается с призывом по вопросам неверных и джихада. Ответ в том, что они не обязаны все об этом говорить, иначе многие из них окажутся в тюрьмах. Но достаточно если часть учёных исполнит этот коллективный фард, а другая будет молчать в публичных обращениях, но в тоже время заниматься просвещением уммы и наставлением в индивидуальном порядке, каждый по своим возможностям. Главное, чтобы они не говорили ложь, а грех и порицание ложится на всех лишь в том случае, если все будут молчать. Наконец последняя группа из трёх, это те, кто предпочитает молчать по причине боязни к Аллаху погружаться в вопросы, о которых у них нет знаний, и предпочитают слушать то, что говорят наиболее знающие. У меня нет сомнений в том, что позиция последних двух групп из третьей категории, является похвальной в настоящее время применительно к сегодняшнему положению мусульман. Что же касается позиции четвёртой категории мусульман, то они видят важность разъяснения ошибок призывающих и муджахидов по отдельности, а также в отношении друг друга, с признанием их достоинств и положительных сторон. Позиция четвёртой категории является наиболее полезной для коллективной работы, в том случае если критика конструктивна и направлена на исправление ошибок. Эта позиция чаще всего свойственна людям старшего поколения, суждения которых сбалансированы, а поведение умерено и уравновешено. Также эта позиция свойственна обладающим шариатскими знаниями. Не просто поверхностной информацией, а прочно укрепившимися взглядами и позициями, основанными на долгом изучении и общении с учёными людьми. И то, что их толкает на это, вне сомнений, это только желание блага мусульманам и искренность по отношению к их усилиям на пути возвышения Слова Аллаха. Более того, если говорить, в общем, о приобретающих знания, то основная масса студентов никогда не считала себя отдаленными от дел и проблем своих братьев мусульман. И многие из них встали на путь приобретения знаний, с намерением набраться знаний, прежде всего с пользой для себя, а затем для своих братьев и Ислама, в общем. Причём это чувство ответственности и желание принести пользу, не всегда бывает полезным в действительности, а порой приносит и немало вреда. Поскольку на первой стадии приобретения знаний, в большинстве случаев, человек заботится и старается выяснить для себя те проблемы, которые, прежде всего, заботят его народ. В этот период человек впитывает в себя всё, что слышит. Более того, всё услышанное он воспринимает как истину, и спешит её доводить до своих братьев. Важным фактором, влияющим на восприятие знаний в этот период, служит внутреннее состояние человека, с которым он покинул родной дом, а также от выбора наставника. Если он покинул дом с обидой на джамаат, то он будет искать их ошибки, узнавать и интересоваться у подходящих ему людей пока не придёт к выводу, что оказывается они все нововведенцы, которые разделяют мусульман. С другой стороны, если же он, был фанатичен в приверженности джамаату, он еще больше углубится в фанатичности. Если же он уехал, предрасположенным к крайней радикальности, то будет находить то, что прибавит ему радикальности. Именно в этот период начинаются переписки с братьями и фатауа, причем эта стадия самая опасная для приобретающего знания, особенно если у него проблема с воспитанием. И только по прошествии нескольких лет, после общения с учёными, долгих размышлений и изучений, у него начинает формироваться понимание, он начинает по настоящему чувствовать ответственность, что пробуждает в нём степенность и осторожность в вынесении суждений и ответов. По этой причине не надо недооценивать тех братьев, которые получили полное шариатское образование, или отдавать предпочтение над ними тем, кто поучился пару лет, даже если он обладает похвальными достоинствами. Ввиду вышеперечисленных причин, я считаю своим долгом доводить полезное знание до своих братьев, и убеждён, что у меня есть на это самое полное право, поскольку я не покидал своих братьев, отправившись в туристическую поездку развлекаться, а отправился за шариатским знанием для общей пользы мусульман Кавказа.

         Все мы любим и желаем блестящей победы для Ислама и мусульман во всех уголках света. И мы просим об этом Аллаха и надеемся получить от Него помощь для всех усердствующих на Его пути. Чтобы Он облагодетельствовал мусульман правлением на основе Корана и Сунны на их землях и вернул им былую славу. И я уверен, что нет на земле ни одного истинного мусульманина, чтобы он не любил этого для своей религии, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа». Но есть категория мусульман, в частности из числа призывающих, которые из-за своей любви к близкой победе начинают опережать события, что уводит их от правильной методологии в призыве и оттягивает от них победу. Знание отклонений, которые затормаживают призыв и отбрасывают его назад, знание очень важное, которое даёт свои положительные результаты и плоды. С одной стороны это способствует очищению методологии призыва от отклонений, а с другой толкает к совершению дел, которые способствуют приближению победы. Это вне сомнений должно быть работой планомерной переходящей от этапа к этапу, как это описано в жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Знание этих этапов и методов их преодоления это прерогатива учёных людей, которые являются наследниками пророков. Их задача заключается в том, чтобы они указывали на недостатки и наставляли мусульман, а задача призывающих и усердствующих на пути Аллаха в том, чтобы они спрашивали то, что они не знают, принимали наставления и искренние советы. И пусть никто из читающих не подумает, что я отношу себя к числу этих знающих людей.

         Следующее из того, в чем меня упрекнули в моей статье, и что заставило меня на самом деле переживать, это то, что мне не следовало упоминать брата, который сидел возле Саида в той форме, как я об этом написал. Я согласен, что может быть, я в этом перегнул, и что в данном случае более подходящим было бы замечание личного характера. Но я хочу подчеркнуть, что моё замечание не было в отношении него самого, а было в отношении его, вероятно, неосознанного поступка, которым он подал повод кому-то подумать о нём плохо. И суть моего замечания заключалась в том, что ему было бы более предпочтительным там не сидеть, и я подчеркнул его реакцию, которая не подобала муджахиду, попросив у Аллаха прощения для себя, всех, кто в словесной форме осуждал его поступок, и для  него самого, да полюбит его Аллах.

         Подводя итог всему вышеупомянутому, я бы хотел подчеркнуть  важные, на мой взгляд, выводы, напомнить о которых я взялся в этой небольшой статье.

§                    Если лидеры реформ исламского движения на всех фронтах приведут в соответствие с Кораном и Сунной своё отношение друг другу, это отразится на их последователях и даст свои положительные результаты.

§           Лидерам реформ важно и обязательно иметь правильные убеждения, а также четкие представления о тех принципах, которые они хотят претворить в жизнь и методах их воплощения.

§           Для достижения возвышенных целей шариата нужна коллективная работа на всех направлениях. Это неоспоримый факт, в котором нет разногласий.

§           Если мы хотим продвигаться вперёд, способствовать распространению Ислама и возвышению слова Аллаха, добиваться более продуктивных результатов, мы должны вести правильную политику, переходя от цели к цели, проявляя твердость и решительность на выбранных направлениях.

§           Поверхностные знания дилетантов не помогут на этом пути, а только навредят. Лидеры реформ в обществе должны иметь глубокие знания, советоваться со знающими людьми, держать совет между собой и помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.

§           Лидеры реформ обязаны запрещать неуравновешенным братьям, будь они студенты, муджахиды и кто угодно, говорить все что и где им заблагорассудится.

§           Тем, кто не знает шариат, следует спрашивать наиболее знающих мусульман и ссылаться на них во всех своих утверждениях, как того требует шариат.

§           Очень важно, чтобы внутри исламского движения присутствовал дух свободной и конструктивной критики. Она помогает раскрывать ошибки и недочеты в тот момент, когда еще можно исправить положение и повлиять на ситуацию.

§           Критика должна быть направлена на исправление ошибок или неправильных поступков, негативно отражающихся на коллективной работе. И ни в коем случае она не должна переходить в критику призывающего, как личности.

§           Нет ничего хуже для коллективной деятельности, чем подавление критических высказываний. Нельзя делать так, чтобы малейшая критика в адрес призывающего или муджахида, воспринималась как покушение на истину или личное оскорбление.

§           Лидеры реформ обязаны проявлять терпение друг к другу и сохранять братские отношения, даже если в каких-то методах и формах призыва у них возникнут разногласия. Они обязаны помогать и сотрудничать между собой, дополняя друг друга в тех делах и вопросах, в понимании которых они едины.

§           Вопросы, в которых допускается иджтихад, по причине которого могут возникнуть разногласия, должны решаться на основе знаний. Братские отношения должны сохраняться, даже в том случае, если каждый останется при своём мнении. Но при условии, чтобы это мнение опиралось на знание, исходило от грамотных людей, знающих шариат и общее положение мусульман.

§           Несмотря на различия в понимании или предпочтении определенных методов возвышения слова Аллаха, все должны взаимно приспосабливаться друг к другу во имя сотрудничества. Важную роль в этом играет смирение и взаимное уважение, являющееся одной из главных предпосылок достижения сотрудничества.

§           Лидеры обязаны изучать себя, а также друг друга, и стараться избегать по отношению друг к другу любых проявлений неумеренности, крайности и резкости в публичных высказываниях.

§           Исламское движение, за которым не стоят учёные, и которое не имеет долгосрочного, охватывающего все стороны исламских дел плана, хотя бы на ближайшие пять лет, в конечном итоге потерпит неудачу.

§           Движение, которое не обновляет каждые пять лет свой план, не делая в нём никаких изменений, а также не пересматривает ничего в стратегических вопросах, является движением замороженным, которое не будет развиваться.

§           Упоминание человека с тем, что ему не нравится, является запретным по шариату в том случае, если делается это лишь с целью порицания, принижения и указания на недостатки. Если же в этом общая польза для мусульман, или для отдельной группы из них и целью является достижение этой пользы, то это не запрещено, более того является желательным.

§           Учёные уммы единогласны в том, что истина, с которой Аллах послал своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, должна проявляться, чтобы религия полностью принадлежала Аллаху, и Его слово было превыше всего.

§           Мусульманин обязан любить обнаружение истины, и чтобы мусульмане знали её, не придавая значения, соответствует ли это ему или противоречит. И это часть искреннего отношения к Аллаху, Его Книге, посланнику, имамам мусульман и простым верующим.

§           Разъяснение ошибок является благим делом, при условии, чтобы оно не сопровождалось оскорблениями, и целью было разъяснение истины и предостережение от ошибки. Так поступали учёные во все времена, опровергая порой в отдельных вопросах учёных сподвижников и признанных уммой имамов.

§           Если опровержение исходит от человека известного уважением к учёным и насыщено знаниями, мы обязаны думать о нём хорошо, и нам запрещается подозревать его в том, что он пытается принизить опровергаемого.

§           Заявление о своих домыслах объединяет в себе два греха, первый грех за плохие подозрения, а второй за обвинение невиновного. Еще большим он станет тогда, если будет сопровождаться словесными оскорблениями, клеветой и злословием.

§           Важно делать различие между ошибками открытыми, публичными, вред от которых может расширяться, и ошибками личными, не получившими распространение, но касающимися индивида.

§           Если неправильный призыв или ошибка были публичными и получили распространение, надо разъяснить это публично. И нам любимее, чтобы ошибка приписалась человеку или группе, нежели мы умолчим о ней, но тогда она будет приписана религии Аллаха.

§           Важно делать  разницу в подходах между верующим, допустившим неосознанную ошибку и лицемером, между праведным, оступившимся мусульманином и обозлённым невеждой.

§           Знающие люди обязаны разъяснять ошибки призывающих и способствовать исправлению, если же они будут молчать, а призывающие упорствовать в своих ошибках, то это только затормозит призыв и любое исламское движение.

§           От призывающих и усердствующих на пути Аллаха требуется признавать ошибки и спешить исправить положение, приведя его в соответствие с шариатом.

§           Каждый, кто занят призывом и усердием на пути Аллаха, после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является незащищённым от ошибок.

§           Лидеры должны открывать двери для дискуссии любому, у кого есть замечания, объяснять неясное и признавать ошибочное в том случае, если оно обнаружится.

§           Целью диалога и дискуссии должно быть стремление к истине. Поэтому тот, кто на истине, или стремится к истине, не должен проявлять недовольство оттого, что ему кто-то делает опровержение или указывает на его действительную или мнимую ошибку.

§           Знание отклонений, которые затормаживают призыв и отбрасывают его назад - знание очень важное, которое даёт свои положительные результаты и плоды.

§           Дорога к победе должна быть планомерной, переходящей от этапа к этапу, знание этих этапов и методов их преодоления это прерогатива учёных людей, которые являются наследниками пророков.

§           Обязанность учёных заключается в том, чтобы они указывали на недостатки и наставляли мусульман, а задача призывающих и усердствующих на пути Аллаха в том, чтобы они спрашивали то, что они не знают, принимали наставления и искренние советы.

         Напоследок я призываю братьев к взаимному прощению и уважению. И прошу Всевышнего Аллаха, чтобы он сделал нас в числе тех, о которых Он сказал: «Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников. (Им будет сказано): «Входите сюда с миром, будучи в безопасности». Мы извлечём из их сердец злобу и зависть, и они, будучи братьями, будут возлежать на ложах, обратившись лицом друг к другу. Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда».   

         В заключение хвала Аллаху, Господу миров, Которому обо всём известно лучше!

Написал Расул бин Мухаммад Дагестани

Четверг 20 Джумада аль-аууаль 1430 г.х.

islamru.com/haber_detay.asp?haberID=357

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.