Untitled Document

islamru.com

24 раби' аль-ауаль 1439 - 13 декабря 2017

Поиск


Расширенный поиск

Спешка

Спешка является абсолютно порицаемой, когда происходит в делах, которые требуют обдумывания, совета с Аллахом (истихара) и совещания с верующими.

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 2428
Дата   Дата : 14 февраля 2010 13:12

      Спешка

 

بسم الله الرحمن الرحيم

 

و به أستعين

 

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословления посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник.


А затем:

 

Спешка, относиться к тем нехорошим качествам, от которых шариат нас призывает отстраняться.

Рагъиб аль-Асфахани сказал в определение этого понятия: "Спешка,- это требование чего-либо преждевременно, она вызвана побуждением страсти, потому и стала порицаемым в коранических текстах. Сказано: "Спешка от сатаны""[1].

Всевышний Аллах сказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: "Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить". Сура аль-Къияма 16 аят.

 

Коран, был нравом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он черпал нравственность и благородство из него, следуя Божественному наставлению и не проявляя спешку. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был терпелив и всегда поступал обдуманно и неторопливо, что и советовал делать своей Умме, говоря: "Неторопливость от Аллаха, а спешка от сатаны"[2].

Аллах говорил ему: "Терпи же, как терпели твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них. В тот день, когда они увидят то, что им обещано, им покажется, что они пробыли на земле всего лишь час дня. Таково послание! Разве будет погублен кто-либо, кроме нечестивых людей?" Сура аль-Ахкъаф 35 аят.

Наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим из творений, воплощающим на деле приказания Всевышнего Аллаха.

 

Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде?" В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день 'Акабы, когда я предложил Ибн 'Абд Йаляйлю бин 'Абд Кулялю последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Къарн ас-Са'алиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибриля. Он обратился ко мне и сказал: "Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь". А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: "О Мухаммад, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!"" На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах вывел из них потомство, которое станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!"[3]

 

Однако первенство в стремлении совершении блага и в выполнении обязательных действий, когда наступило их время, является похвальным и ни сколько, ни порицается.

 

Аллах говорит: "Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных". Сура Ааль Имран 133 аят.

 

Муса, мир ему, говорил: "…я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен". Сура Та-ха 84 аят.

 

Спешка является абсолютно порицаемой, когда происходит в делах, которые требуют обдумывания, совета с Аллахом (истихара) и совещания с верующими. Поэтому говорил Абу Хатим аль-Басти, да смилуется над ним Аллах: "Поспешный человек, говорит, прежде чем узнаёт, отвечает, прежде чем выслушает и поймет, благодарит, прежде чем испробует, ругает, после того как поблагодарит. Поспешному человеку сопутствует сожаление, а благополучие обходит его стороной. Арабы называли спешку - матерью сожаления"[4].

Сказал поэт:

Неторопливый достигнет что-либо в своем деле

Но вот поспешный в деле своем может ошибиться.

 

К порицаемой спешке относятся необдуманные слова, включающие в себя дурные пожелания семье, призывы погубить имущество и потомство, вызванные гневом. Аллах Всевышний говорит: "Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив". Сура аль-Исра 11 аят.

 

Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Не призывайте плохое ни на себя, ни на ваше имущество, ни на ваших детей, ибо это может совпасть со временем, когда не отвергаются мольбы и тогда придет ответ на ваши"[5].

Возможно многое из бед, болезней и порчи в наших детях происходит по причине наших слов, но многие люди этого не замечают, так может нам стоит над этим задуматься?

К порицаемой спешке так же относиться то, что человек спешит, ожидая ответа на свои мольбы к Аллаху. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Алла­ха, сказал: "Всегда на мольбу раба будет отвечено, если только он не попросит о совершении злодеяния или разрыве кровных уз и если не станет поторапливать". Было спрошено: "Посланник Аллаха, что значит "по­торапливать"?" Он ответил: "Если станет говорить: "Я молился-молился и, как вижу, мне не было отвечено". После чего он становится раздосадованным и оставляет эту мольбу"[6].

 

К этому так же относится торопливость людей в совершении намаза, они не выполняют как требуется, поясные и земные поклоны, бывают неспокойны при совершении их. Абу Хурайра сообщил, что пророк, мир ему и благосло­вение Аллаха, вошел в мечеть. В мечеть также вошел некий мужчина и ис­полнил молитву, а потом, подойдя, пожелал мира ему. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил ему миром и добавил: "Вернись и помолись снова, потому что ты не молился". Этот мужчина вновь исполнил такую же как в прошлый раз молитву, затем подошел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, пожелал ему мира и пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес: "И тебе мир! - А потом добавил. - Вернись и помолись снова, пото­му что ты не молился". Когда это повторилось в третий раз, мужчина сказал: "Клянусь Тем, Который послал тебя с истиной - по-другому я не могу молиться!" Он сказал: "Встав на молитву, произнеси такбир (Аллаху Акбар), а потом читай то, что тебе дается легко из Корана. Затем исполни поясной поклон и пусть твое туловище замрет в нем в спокойствии. После выпрямься и замри прямо в спокойствии. Затем исполни земной поклон замри в нем в спокойствии, за­тем оторвись и сядь, замерев сидя в спокойствии, а дальше повторяй все это на протяжении всей твоей молитвы"[7].

 

Сегодня мы часто встречаем людей горько сожалеющих о своей поспешности в делах, но это сожаление им уже не поможет. По причине спешки и не обдумывания поступков, мужчина разводит свою жену, рушатся семьи, дети теряют родителей, разрушается семейный очаг, и происходят еще многие проблемы в обществе, о которых знает только Аллах. Все это по причине спешки, так разве не стоит нам над этим задуматься?

 

К этому так же относиться спешка при управлении автомобилем, что приводит к страшным авариям на дорогах, где погибают и получают увечия люди, все это из-за спешки.

 

К этому так же относится то, что человек полагает, что его пропитание запаздывает к нему, и он начинает требовать его запрещенными путями.

Передается от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благосло­вение, сказал: "Поистине мне было внушено, что человек не умрет покуда не пройдет весь предписанный ему срок и покуда не приобретет он все свое пропитание. Так бойтесь же Аллаха, и просите лучшего. И пусть никто и вас не считает, что его пропитание запаздывает к нему и тем самым начинает требовать его во грехе. Поистине то, что у Аллаха, нельзя получить, кроме как подчиняясь Ему"[8].

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

(Из книги "Ежедневные уроки" стр.27-30)

Доктор Амин ибн АбдуЛЛах аш-Шакъави

Перевел Абу Абдурахман Дагестани

http://www.islamhouse.com/p/193692

 


 


[1] Книга "Муъджам муфрадат аль-альфаз аль-Куран", стр. 334.

[2] Приводится в "Муснаде" Абу Яъля под номером 4256; Шейх Албани назвал его достоверным в "ас-Сильсиля ас-Сахиха" под номером 1795.

[3]  Приводит Имам Муслим в "Сахихе" под номером 1795.

[4]  Книга "Ровдзат аль-Укъаля" стр. 288.

[5] Приводит Имам Муслим в "Сахихе" под номером 3009.

[6] Приводит Имам Муслим в "Сахихе" под номером 2095.

[7] Приводит Имам Муслим в "Сахихе" под номером 397.

[8] Приводится в "Хульят аль-Авлия" 10\27; Шейх Албани назвал его достоверным в "Сахих аль-Джами ас-Сагъир" под номером 2085.

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.