Untitled Document

islamru.com

27 зуль-къи'да 1438 - 20 августа 2017

Поиск


Расширенный поиск

Исцеление от «Я»

«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благой нрав».

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 2784
Дата   Дата : 14 мая 2010 09:39

Исцеление от «Я»

 

С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивейшего.

 

         Хвала Аллаху Господу миров, сказавшему: «Нет блага в большинстве из их тайных бесед, если только они не побуждают к милостыне, благому, или примирению людей. Тот, кто делает это, стремясь к довольству Аллаха, Мы одарим его великой наградой». Мир и благословение пророку Мухаммаду, сказавшему: «Вы обнаружите, что люди подобны полезным ископаемым. Лучшие из них в джахилии (доисламское невежество), будут лучшими в Исламе, если обретут понимание в религии. И вы обнаружите, что лучшими из них в этом деле (амирство) будут те, кто больше всех ему воспротивится. И вы обнаружите, что наихудшим из людей является двуличный, который приходит к этим с одним лицом, и приходит к тем с другим лицом».

 

   Далее:

         Знайте, мои любимые братья, что реформы в обществе нуждаются в искренних и самоотверженных людях. Любой призыв, любое движение, направленное на исправление, нуждается в преданных и готовых жертвовать собой помощниках. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаху». Быть помощником Аллаху, значит помогать Его религии возвыситься на этой земле, а это, вне сомнений, нелёгкое дело, которое требует от верующих объединения усилий. Для этого также требуется, чтобы нрав и поведение людей, взявшихся или вознамерившихся проводить реформы в обществе, соответствовали принципам, почерпнутым из священного Корана и пречистой сунны. Только изменившись самостоятельно, нравственно и духовно реформировавшись, мы сможем проектировать изменение своего окружения. В моём понимании любая группа, которая возложила на себя высоконравственный долг, должна в костяке своём состоять только из высоконравственных людей, и тогда любые преобразования будут результатом и следствием нравственного облика входящих в эту группу. 

         Нет сомнений в том, что каждый из нас желает становления исламского порядка в своей стране, республике или городе. Но мы должны понимать, что не все, кто этого желает, обладают личными качествами, которые могли бы обещать успех на пути реформации и преобразований. Учитывая также тот факт, что основная масса влиятельных слоёв общества категорически не заинтересована в проведении подобного рода реформ и готова чинить всевозможные препятствия на пути их осуществления. Есть ещё и другая сторона, которую также очень важно учесть, а это то, что, те широкие слои общества, которые мы хотим реформировать и поднять на более высокий уровень, вовсе не интересуются этим, и поэтому не могут быть привлечены к активной, конструктивной и плодотворной деятельности. Поэтому остаётся только незначительная часть людей, которые могут рассматриваться как потенциал для осуществления реформ. Эта прослойка должна понимать, что для воплощения поставленных целей недостаточно просто сидеть и мечтать, а необходимо неустанно работать, необходимы практические действия, соответствующие вселенским и шариатским законам Аллаха, в соответствии с которыми приходят изменения.

         Приняв твёрдое решение принять действенное участие в движении, направленном на исправление, первое, с чего, как правило, начинают, это составление программы действий. Поскольку в понимании большинства людей, имея решительно настроенных людей к действиям, для достижения успеха не хватает только хорошо разработанного и продуманного плана действий. Но это глубокое заблуждение. Программа требует личностей, а не одной только решительности. Главное, в коллективной деятельности, это личности, которые обладают необходимыми способностями и качествами для осуществления поставленной цели и обозначенной программы. С такими людьми даже самые рискованные планы, которые многим могут показаться нереальными, с помощью Аллаха могут увенчаться колоссальным успехом. По этой причине, прежде чем обсуждать то, каким образом осуществлять реформы, мы должны определиться, какими качествами должны обладать реформаторы, и что не должно быть им присуще. И это только лишь в том случае, если мы хотим конструктивно работать и продвигаться вперёд. Если же мы хотим топтаться на одном месте, то этого делать совсем необязательно. 

         Я уже затрагивал не раз тему того, какими качествами должны обладать усердствующие в деле возвышения слова Аллаха, освещая только некоторые нравственные стороны, а также указывая на некоторые недостатки. К примеру, эта тематика затрагивалась в статье «Основные предпосылки к сплочению и успеху», и в статье «Предостережение от эгоизма и самообольщения». Далее, с помощью Аллаха, я вознамерился подробнее осветить эту тему, подкрепив её доводами из Корана, сунны, а также преданий наших праведных предшественников. Так складывается, что рассуждения об этом вращаются вокруг трёх стержней. Первый освещает качества, которыми должен обладать индивид, вознамерившийся посвятить свою жизнь служению исламу и осуществлению его высоких принципов. Второй затрагивает его негативные качества и стороны, препятствующие конструктивной работе и воплощению реформ. Третий, которому я постараюсь уделить больше внимания, это наставления Ислама о том, как выработать в себе подобные положительные качества, и как избавиться от недостатков. Прошу у Аллаха искренности, удачи и правильности в словах и делах!

         Эту работу, в качестве дополнения к предыдущей статье, я хочу посвятить лечению себялюбия и самообольщения, а также более подробно осветить тот негатив, который несёт в себе этот порок в коллективной деятельности.

         Для начала я хотел бы, чтобы ты знал, мой любимый брат, что Ислам предписывает исцеление от любой болезни, а также решает все проблемы. Это то, в чём должен быть убеждён каждый верующий, более того, в решении любых проблем он должен возвращаться к наставлениям Ислама и решать их в соответствии с ними. Особенно, если эта проблема выражается в нравственном аспекте, поскольку Ислам служит критерием высокого нрава, и ни одна культура не определяет поступки на весах нравственности и безнравственности подобно тому, как это делает Ислам, по одной лишь простой причине: духовный и нравственный облик, к которому побуждает Ислам, объявлен и предписан нам Всевышним Творцом, а практическим примером этого нрава является лучший из людей, посланник Аллаха Мухаммад, сын Абдуллы, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует.  Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, говорил: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благой нрав». Поэтому ориентиром для верующих должен служить Ислам и его принципы.

         Каково же предписание Ислама в лечении порока самообольщения, о котором мы говорили в предыдущей статье? Это, прежде всего, скромность перед верующими. Всевышний Аллах говорит, описывая праведников: «Они будут смиренны перед верующими и непреклонны с неверными». Их непреклонность с неверными нам говорит о том, что это сильные и мужественные люди, которые способны быть непреклонными и суровыми со всеми, поэтому их мягкость и доброта с верующими определяется не слабостью характера, а скромностью. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Тот, кто проявил скромность ради Аллаха, Аллах возвысит его». Скромность также побуждает человека воздавать хвалу Аллаху за совершение того благого, которое было облегчено человеку, а не приписывать это своим собственным заслугам. Более того, скромность, будучи в человеке, никогда не позволит попрекать чем-то людей. Всевышний Аллах сказал: «Если бы не почесть и милость Аллаха к вам, никто бы из вас никогда не очистился. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. И Аллах - Слышащий Знающий». Верующий должен смотреть на свои дела, как на милость, которую ему оказал Аллах, и что именно по милости Аллаха ему удалось совершить тот или иной поступок и добиться в чём-то успеха. От него также требуется брать с себя отчёт и просить Аллаха о прощении за грехи и недостатки, а не обольщаться совершенными благими делами. Возьмите в пример пророка, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует. Передаётся, что в последние годы жизни он часто говорил: «Слава тебе, о Аллах, и хвала. О, Господь мой, прости мне». Как передаётся со слов Айши, да будет доволен ею Аллах, этими словами он на деле воплощал слова Всевышнего: «Когда придёт помощь от Аллаха и победа, и ты увидишь людей, принимающих религию Аллаха толпами, восславь хвалой Господа своего и проси у Него прощения, воистину, Он - принимающий покаяние». Сколько божественной мудрости содержит в себе это повеление. Обрати внимание, мой брат, что победа и принятие людьми религии Аллаха толпами говорит об успешно завершенной пророческой миссии, вместе с этим, о, пророк, восхваляй Аллаха и проси у него прощения. Я думаю, что нет лучшего примера, который побуждал бы призывающего проявлять скромность, надеясь на награду Аллаха за проделанное, восхвалять только Его с чувством того, что ты был этого недостоин, и приносить ему покаяние за те недостатки, которые в тебе еще есть.  

         Я приведу тебе также пример скромности из жизни двух людей, лучших в умме Мухаммада, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует. До нас дошло, что когда ансары, да будет доволен ими Аллах, собрались, чтобы присягнуть одному из них, к ним подошли Абу Бакр, Умар и Абу Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах. Я не хочу описывать историю подробно, но укажу только то, что хотел подчеркнуть. Передаётся со слов Умара, что он хотел выступить прежде Абу Бакра, но Абу Бакр сделал это первым, затем взяв руку Умара и Абу Убайды, завершил свою речь словами: «Я предлагаю вам одного из этих двух мужчин на выбор. Присягните тому, кому захотите». Какова же была реакция Умара? Он обрадовался? Умар говорит: «Из всего сказанного Абу Бакром мне не понравились только эти его слова. Клянусь Аллахом, для меня было любимее, чтобы мне отрубили голову, чем стать амиром над людьми, в числе которых Абу Бакр». Затем выступил Умар, предложив Абу Бакра, так что все на этом сошлись. Передаётся также, что на следующий день, когда сподвижники присягнули Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, как халифу мусульман, первыми его словами после прославления Аллаха были: «Мне было поручено ваше дело, в то время как я не являюсь лучшим из вас!». Аллаху Акбар! Это говорит человек, который согласно единому мнению ахль-сунна лучший из верующих уммы Мухаммада, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует! И как сказал о нём Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Если бы веру Абу Бакра поставили на одну чашу весов, а на другую веру всей уммы, то перевесила бы чаша Абу Бакра».  Передаётся также, что когда присягнули Умару, и он поднялся на минбар для того, чтобы выступить среди людей, он встал на ступень ниже, чем обычно стоял Абу Бакр, и сказал: «Не подобает, чтобы Аллах видел меня, будто я считаю себя достойным места Абу Бакра». Я думаю, мои комментарии будут уже излишни, но я хочу, чтобы мы провели сравнение этих выдающихся людей, да будет доволен ими Аллах, с теми, кто считает себя во всём самым достойным и правильным. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, говорил: «Мы не поручаем наши дела тем, кто стремится к этому», и он говорил: «Это ответственность, и она в Судный день обернётся унижением и сожалением, кроме как для тех, кто взялся за неё по праву и исполнил зависящее от него». Поразмысли над этим, мой брат.

         Любой, кто будет воспитан в этом духе, в свете перечисленных преданий, никогда не даст посеять в себе ростки самообольщения и довольства, ядовитые плоды которых будут подстрекать его к волнениям и бунту.

         Далее, мой любимый брат, знай, что Ислам предписывает своим приверженцам словом и делом повелевать одобряемое и удерживать от порицаемого. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Вы непременно должны повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного. И вы непременно должны удерживать несправедливого за руку. И вы непременно должны склонить его к истине. Иначе Аллах столкнёт ваши сердца друг с другом и проклянёт вас, как проклял сынов Исраиля». И он говорил, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует: «Лучшее проявление Джихада, это слова истины в лицо правителю-тирану».

         По этой причине атмосфера порицания зла и побуждения к добру всегда должна присутствовать в исламском обществе, в котором не должно быть места эгоизму. Если в группе призывающих присутствует индивид, который ставит себя выше критики и требует от других, чтобы они считали его таковым и беспрекословно следовали за ним, то его надо лечить. Я уже говорил о том, что нет ничего хуже для коллективной деятельности, чем подавление критических высказываний. Что нельзя делать так, чтобы малейшая критика воспринималась как покушение на истину или личное оскорбление. Более того, нельзя, чтобы она воспринималась как неуважение или непризнание достоинств. Для этого от призывающих требуется, чтобы они не терпели в своём кругу тех, кто слишком болезненно воспринимает критику в свой адрес. И не должны одобрять в своей среде тех, кто демонстрирует гордость и отказывается признавать свои ошибки. Они обязаны останавливать подобные проявления и влиять на тех, кто высказывает в разговоре недружелюбие и злобу, выражает в своей речи личную неприязнь. Они должны закрывать двери перед подозрениями, клеветой и тайными сговорами. Если они видят подобное поведение в человеке, они не откладывая должны прописать ему лечение, они должны индивидуально стараться повлиять на него. Если  же они не в состоянии исправить его, имея частный подход, они обязаны поднять этот вопрос на обсуждение перед группой. Это очень важно сделать по той причине, что общество, в котором присутствует индивид с пороком самообольщенности, будет пораженно злобно настроенным его поведением, как я говорил в предыдущей статье. А ниже я более подробно объясню, как это происходит.

         Знай, мой любимый брат, да направит тебя Аллах, что порок себялюбия начинает развиваться в человеке из-за зависти и злобы против тех, кто «ущемляет» чувство его гордости. А это непременно ведёт к конфронтации. Поэтому, чувство зависти и злобы порицаемо во многих хадисах пророка, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует. Он говорил: «Не завидуйте друг другу, не набивайте цену, не порывайте отношений, не поворачивайтесь друг к другу спиной, не разузнавайте (недостатки) друг друга, не следите друг за другом, не покидайте друг друга, не перебивайте друг другу торговлю и не сватайтесь к уже засватанной вашим братом». И он говорил: «Мусульманин - брат мусульманину, он не причиняет ему несправедливость, не презирает его, не предаёт его и не оставляет без поддержки. Достаточно для человека зла, если он презирает своего брата-мусульманина. Кровь, честь и имущество каждого мусульманина являются запретными для другого мусульманина».

         На следующей стадии своей деградации человек с подобным недостатком становится жертвой подозрительности. Он начинает подозревать каждого, кто с ним пересекается, в дурных намерениях, будто его хотят ущемить, принизить или чего-то лишить. Далее он убеждает себя в том, что ему хотят навредить, и начинает искать этому подтверждение. Он постоянно желает найти пороки у других, он просто убеждён, что они присутствуют во всех. Всевышний Аллах говорит по этому поводу: «Отдаляйтесь от многих подозрений, поистине, в некоторых из подозрений - грех». А посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Воистину, предположения являются самым ложным повествованием».

         Далее, зло от себялюбия не ограничивается только на подозрениях. Для того, чтобы доказать своё превосходство, человек прибегает к злословию. Он начинает говорить за спиной людей для создания о них плохой репутации. Он может опираться как на факты, так и на предположения, а может вообще прибегнуть ко лжи, но во всех трёх случаях ничего не меняется. Злословие остаётся злословием, единственное, в каком-то случае греха больше, а в каком-то - меньше. Важно понять, что распространитель злословия недоброжелателен как по отношению к тому, о ком он злословит, также и по отношению к тому, кому он это говорит. Ведь он преследует личную выгоду и получает от этого удовольствие. Он предстаёт в качестве праведника и преподносит так, будто он желает блага. Если подобного рода поведение не будет понято и не остановлено вовремя, как того требует шариат, оно перерастает в сплетни и тайные перешёптывания. А это, в свою очередь, приводит к созданию группировок. Человек, преследующий корыстные цели, будет пытаться заручиться поддержкой среди людей близких ему по местности, интересам, зависимым, не владеющим осознанием происходящего. И здесь в противовес упомянутому поведению следует указать на поведение искренних людей в подобных ситуациях, когда возникает разногласие по определенным вопросам. Знай, что различия во мнениях, которые сопровождаются честностью и искренностью, никогда не приведут к раздорам. Они будут обсуждаться открыто и свободно, без предварительных замыслов, и упоминаться абсолютно без стеснения перед всеми членами группы. Тайные переговоры зарождаются в тех мнениях, которые основаны на тщеславии, если не полностью, то обязательно частично. Подобные сплетни никогда не приводят к хорошим последствиям, поскольку община заражается подозрительностью и формированием мелких групп. Когда несколько человек формируют группу, в качестве естественного ответа другие также начинают формирование групп. В такой благоприятной для Иблиса обстановке даже самые сплочённые группы начинают распадаться и делиться на секты, члены которых вступают друг с другом в противоборство. Поэтому, я особенно хотел предостеречь и предупредить об опасности тайных сговоров, и если подобное поведение будет замечено за кем-либо, вся группа должна воспрепятствовать этому и немедленно разрушить их замыслы и планы.

         Поведение индивидуумов, которое определяется неискренностью намерений и сопровождается подобными выпадами, должно пресекаться на ранней стадии всеми членами общины. А его сторонникам надо дать понять, что в группе неглупые люди, и если они искренни и стремятся к благому, то пусть убедят их аргументировано в полезности предлагаемой ими схемы. Пусть они стараются открыто и бескорыстно преподнести своё видение, так, чтобы оно совпадало с интересами членов группы. А это возможно только путём обсуждения и приложением совместных усилий для определения наиболее подходящей схемы для продуктивной и конструктивной работы. Важно осознать, что просто собрание людей, даже очень способных, не может считаться организованной группой до тех пор, пока каждый будет поступать в соответствии с собственными решениями.

         Подлинная организованная группа, которая эффективно будет воплощать поставленные задачи, будет только та, в которой присутствует дух свободных взаимных консультаций. Даже в том случае, если члены группы слушаются и советуются с несколькими влиятельными людьми, эта группа не будет считаться организованной. Взаимный совет нужен также для того, чтоб в том случае, если мнение членов группы совпадёт и будет отсутствовать атмосфера навязывания своего мнения, никто из членов группы не посчитает, что его мнением не поинтересовались. С другой стороны взаимный совет позволяет лучше осознать различные ас­пекты обсуждаемой проблемы. Плюс к этому каждый из участников обсуждения становится искренне заинтересованным в благополучии своей орга­низации и осуществлении ее программы. Он также осознает свою собственную ответственность за решения, принимаемые им. Взаимному совету, если на то будет воля Аллаха, я постараюсь посвятить отдельную тему, а затронул я её здесь осознанно, поскольку она имеет прямое отношение к нашей теме. Дело в том, что человек, который поражён пороком самообольщения, считает себя выше того, чтобы с кем-то советоваться или просто выслушать и поразмыслить над чьим-либо советом. Поскольку у него своё видение проблемы и её решения, а всё остальное не имеет для него значение. Да убережёт нас Аллах от подобного поведения!

         Я думаю, из прочитанного в этой и в предыдущей статье, для свободно мыслящих людей станет очевидным, насколько опасны и вредоносны микробы эгоизма и самообольщения для коллективных групп. Поэтому, как я отметил ранее, ни один конструктивный план действий не сможет воплотиться эффективно группой, в которой присутствуют подобного типа люди. Просим у Аллаха благополучия! Это то, что было облегчено, и с Аллахом удача.


Написал с надеждой на награду и прощение Аллаха
Расул бин Мухаммад Дагестани.
Аср, 28 Джумада аль-Аууаль, 1431 г.х.

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.