Untitled Document

islamru.com

26 мухаррам 1439 - 17 октября 2017

Поиск


Расширенный поиск

Лучший из евреев

Они ответили: “Он − самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, и он − лучший из нас и сын лучшего из нас!”

Категория  Категория : СТАТЬИ
Комментарий  Комментарий : 0
Прочитано  Прочитано : 5736
Дата   Дата : 24 июня 2010 11:34

АБДУЛЛА  ИБН САЛЯМ

(да будет доволен им Аллах)

Хвала Аллаху, Господу миров, который создал всё это мироздание, в том числе и человека, которого удостоил тем, что сделал его наместником на Земле. Хвала Аллаху, который послал к нам Своих посланников и пророков (мир им всем) с прямым руководством, чтобы мы поклонялись Единому Аллаху и созидали на этой Земле в соответствии с Его законами. Ведь всё в этом мироздании существует в соответствии с единым законом Всевышнего Создателя.

Хвала Аллаху, который сказал:

«Неужели они стремятся обрести иную религию, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены» (Коран, 3:83).

Хвала Аллаху, который сказал:

«Мы отправили к каждой общине посланника (со словами): «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих» (Коран, 16:36). Хвала Аллаху, который сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Коран, 3:85).

Благословение и мир последнему Пророку, явившемуся ко всему человечеству с тем же призывом, с которым приходили его предшественники из числа посланников и пророков, а именно, с призывом к Единобожию.  Благословение и мир пророку Мухаммаду, который сказал:

«Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня местом  совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества, и, (кроме того, раньше), каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям» (аль-Бухари, 335; Муслим, 521).

Когда Всевышний Аллах желает направить кого-нибудь из своих рабов на истинный путь, Он раскрывает ему грудь (сердце), и создаёт для этого причины, облегчая ему понимание истины, давая ему силы и терпение для преодоления трудностей на этом  истинном пути, вне зависимости от национальной принадлежности этого человека. Страницы истории хранят множество примеров, когда истинную религию Господа миров принимали представители христианской, иудейской и других цивилизаций. Необходимо заметить, что иудеев, принявших Ислам, было намного меньше, чем христиан, по причине их высокомерия.

Всевышний Аллах сказал:

«Ты непременно найдёшь самыми лютыми врагами по отношению к верующим иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия. Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господи наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввёл нас в Рай вместе с праведными людьми» (Коран, 5:82-84).

Тем не менее, были и иудеи, которые узнав про истинность пророческой миссии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) принимали Ислам. Именно о таком человеке будет рассказано в этой статье, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.

Абдулла ибн Салям ибн аль-Харис аль-Исраили, Абу Юсуф, известный сподвижник (да будет доволен им Аллах), родословная которого восходит к потомкам пророка Юсуфа сына Якуба, мир им обоим (об этом упомянул ат-Табрани и ибн Саад). В период Джахилии (в доисламский период) его звали аль-Хусэйн, и был он одним из иудейских учёных из племени бану Кайнука’, которого все уважали и почитали вне зависимости от их вероисповедания и национальности. Абдуллой же он был назван после принятия им Ислама, прибывшим в Медину пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует.[1]

 

ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА

О том, как Абдулла ибн Салям (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, рассказывает он сам. Ибн Исхак[2] сказал, что это предание от Абдуллы ибн Саляма, ему сообщили некоторые члены семьи Абдуллы ибн Саляма, который сказал: «Когда я услышал про посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то я  узнал его описание, его имя, его время (время его прихода), которое мы ожидали. Однако я скрывал это и сохранял молчание, пока пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не прибыл в Медину.

Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину,  то сначала он остановился  в  местности под названием Куба у племени Амр ибн Ауф. О его прибытии мне сообщил человек, пришедший ко мне, когда я находился на финиковой пальме, ухаживая за ней. В это время моя тётя со стороны отца Халида бинт аль-Харис сидела внизу. Когда я услышал эту весть, то воскликнул: «Аллах Велик!». Услышав это, тётя сказала мне: «Клянусь Аллахом, ты отреагировал так, как если бы услышал о пришествии Мусы ибн Имрана (пророка Моисея, мир ему). Абдулла ибн Салям сказал: «Я сказал ей (тёте): «Тётя моя! Клянусь Аллахом, он – брат Мусы ибн Имрана, и он на его религии, послан (Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) с тем же, с чем был послан Муса (мир ему)». Тётя его сказала: «Сын моего брата! Разве он тот пророк, о котором нам было поведано, что он будет послан вместе с Часом (в предзнаменование Судного Дня)?» Он сказал: «Я ответил ей: «Да!» Она сказала: «Тогда это он».

В другом хадисе Абдулла ибн Салям (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я пошёл вместе с людьми посмотреть на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и когда я воочию увидел его лицо, то понял, что он не обманщик. Первое, что я услышал из его уст, были слова: «О люди! Распространяйте приветствие (между собой), кормите (бедняков), поддерживайте родственные связи, выстаивайте ночные молитвы в то время, когда люди спят, и тогда (совершая все вышеупомянутые вещи), вы войдете в Рай с миром».[3]

После того, как Абдулла ибн Салям (да будет доволен им Аллах) убедился, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не обманщик, он решил задать ему несколько вопросов, на которые мог ответить только пророк, посланный Всевышним Аллахом. В достоверном хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Узнав о приезде в Медину посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),  Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах) пришёл к нему и сказал: “Я (хочу) спросить тебя о трёх (вещах), которые (может) знать только пророк: (скажи мне), что станет первым предзнаменованием Часа[4], чего в первую очередь отведают оказавшиеся в раю и почему ребёнок иногда похож на своего отца, а иногда на свою мать?” (На это), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Обо всём этом мне только что сообщил Джибрил”,  Абдуллах воскликнул: “Ведь он является врагом иудеев из числа ангелов!” После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Что касается первого предзнаменования этого Часа, то (им станет) огонь, который погонит людей (к месту сбора) с востока на запад; что касается первой еды, которую отведают обитатели рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребёнка, (то здесь дело обстоит так): если во время полового сношения вода мужчина опережает воду женщины, то (ребёнок получается) похожим на него, если же вода женщины опережает его воду, то (ребёнок становится) похожим на неё”, и (Абдулла) воскликнул: “Свидетельствую, что ты − посланник Аллаха!” − после чего сказал: “О, посланник Аллаха, поистине, иудеи лживы, и если они узнают о том, что я принял Ислам до того, как ты спросишь их (обо мне), они станут возводить на меня ложь”. Затем (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует) пришли иудеи, а Абдулла вошёл в дом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (этих иудеев): “Какое место занимает среди вас Абдулла ибн Салям?Они ответили: “Он − самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, и он − лучший из нас и сын лучшего из нас!” Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: А что бы вы сказали, если бы Абдулла принял Ислам?” (В ответ на это) они воскликнули: “Да упасёт его от этого Аллах!” Тогда Абдулла вышел к ним и сказал: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха!” − после чего они стали говорить: “Он − худший из нас и сын худшего из нас!” − и (продолжали) злословить о нём (и впредь)»[5].

Как  сообщает далее ибн Исхак, Абдулла ибн Салям вернулся домой и повелел своим домочадцам принять Ислам, и они приняли, в том числе и его тётя Халида.

  Также сообщается, что Абдулла ибн Салям обратился к своему народу, сказав им: «О, иудеи!   Бойтесь Аллаха, и примите то, с чем он (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) пришёл  к вам. Ведь вы прекрасно знаете, что он – посланник Аллаха, о котором написано у вас в Торе, он упомянут по имени, и упомянуты его качества. Поистине, я свидетельствую, что он посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и свидетельствую, что я узнал его, уверовал в него и поверил ему». Абдулла ибн Салям сказал: «На это они сказали мне: «Ты врёшь». Затем они стали меня оскорблять. После всего произошедшего Абдулла ибн Салям (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, посланник Аллаха, разве я не говорил тебе, что они лживы, они предатели, обманщики и грешники».

В качестве доказательства того, что иудеи не принимали Ислам (из-за своего высокомерия и гордыни, хотя и знали, что это истинная религия от Всевышнего Аллаха, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) действительно посланник Его), можно привести ещё одну историю, произошедшую с Абдуллой ибн Салямом (да будет доволен им Аллах). Сообщается от Ауф ибн Малик аль-Ашджаи (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В один из праздничных дней для иудеев я, вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), направились в их храм в Медине и  мы вошли туда. Однако иудеям наш приход не понравился. Тем не менее, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к ним и сказал: «О, иудеи! Покажите мне (предоставьте мне) двенадцать человек (из вашего числа), которые засвидетельствовали бы, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Его посланник, и тогда Аллах избавит от Своего гнева всех иудеев, которые живут  под этим небосводом». Все проявили молчание, и никто из них не промолвил и слова. Затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повторил свои слова ещё два раза, но ответ так и не прозвучал. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Вы отказываетесь? Клянусь Аллахом, всё равно, вы уверовали в меня или же посчитали ложью, но я Собирающий (тот, кто будет собирать людей), я Идущий последним (Последний из пророков), я тот, за чьим примером следуют, а в другом придание: (я – избранный пророк)».

После этого я и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направились к дверям. И когда мы хотели выйти из храма, позади нас раздался голос: «Постой Мухаммад!». Мы повернулись, и мужчина  сказал, обращаясь к своему народу: «О, иудеи! Что я за человек?» На что они сказали: «Клянёмся Аллахом, мы не знаем никого среди нас более знающего писание Аллаха (Тора), и не знаем никакого более разбирающегося в вопросах религии, чем ты, твой отец и твой дед». Тогда этот человек (им был Абдулла ибн Салям) сказал: «Что касается меня, то я привожу в свидетели Аллаха, что он (Мухаммад,  да благословит его Аллах и приветствует) пророк, о котором написано и в Таурате (Торе), и в Инджиле (Евангелия)». Услышав такие слова, собравшиеся иудеи сказали: «Ты врёшь». После чего последовали опровержения и брань. Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в этот момент: «Вы обманули, ваши слова не будут приняты». После чего мы втроем вышли: посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) я и Абдулла ибн Салям. После этой встречи был ниспослан следующий аят: «Скажи: “Как вы думаете, что будет с вами, если он ниспослан от Аллаха, а вы не уверовали в него? Свидетель из числа сынов Исраила засвидетельствовал о том, что было подобно этому, и уверовал в него, а вы возгордились. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь беззаконников!”» (Коран, 46:10).[6] Эта последняя история произошла уже после того, как Абдулла ибн Салям принял Ислам, и произошла она с другой группой иудеев Медины, которые ещё не знали о принятии им Ислама.

Таким образом, Абдулла ибн Салям принял Ислам в отличие от многих иудеев и христиан, которые прекрасно знали о Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует), видели его воочию, и убедились в его пророчестве, и что он именно тот, пророк, которого так все ждали. Как известно, приняв Ислам, человек получает очень многое: душевное спокойствие, благонравие, порядок в повседневной жизни и многое другое, но самое главное - довольство Всевышнего Аллаха и Его награду. Абдулла ибн Салям, помимо всего прочего, стал одним из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тем самым удостоился великого достоинства. Его имя упоминают вот уже более 1400 лет, при этом все мусульмане, испытывая уважение к нему, делают за него дуа, упоминая его имя, говоря: «Да будет доволен им Аллах!». Именно в отношении него были ниспосланы два аята из Корана:  «Скажи: “Как вы думаете, что будет с вами, если он ниспослан от Аллаха, а вы не уверовали в него? Свидетель из числа сынов Исраила засвидетельствовал о том, что было подобно этому, и уверовал в него, а вы возгордились. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь беззаконников!”» (Коран, 46:10). А также аят: «Неверующие говорят: “Ты  не являешься посланником”. Скажи: “Достаточно того, что Свидетелем между мною и вами являются Аллах и обладающие знанием о Писании» (Коран, 13:43).[7]

Кроме того, Абдулла ибн Салям является одним из тех, кто удостаивается награды Аллаха дважды. Так как пророк Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое удостаиваются награды дважды: человек из числа людей Писания, который уверовал в своего пророка и уверовал в Мухаммада  (да благословит его Аллах и приветствует), последовал за ним и поверил тому, с чем он пришёл …»[8]

Однако самым важным достоинством этого сподвижника является свидетельство посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) что он будет из числа обитателей Рая. Сообщается от Саад ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), что  Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) принесли деревянную тарелку из которой он поел. После него на ней осталось немного еды, и посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Придёт с этой стороны человек, который будет из числа обитателей Рая, он доест эту еду». Саад, передатчик хадиса, сказал: «Мой брат Умейр остался совершить малое омовение, и я подумал, что им будет Умейр». Однако, пришёл Абдулла ибн Салям и доел еду».[9]

В другом достоверном хадисе Саад ибн Ваккас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не слышал я, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал кому-либо (из живых людей) еще ходящих по земле, что он относится к числу обитателей Рая, если не считать Абдуллу ибн Саляма, и о нём (говорится в) ниспосланном свыше аяте: «Скажи: “Как вы думаете, что будет с вами, если он ниспослан от Аллаха, а вы не уверовали в него? Свидетель из числа сынов Исраила засвидетельствовал о том, что было подобно этому, и уверовал в него, а вы возгордились. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь беззаконников!”» (Коран, 46:10).[10]

Таким образом, мы видим, как Абдулла ибн Салям (да будет доволен им Аллах) сделал свой выбор, основываясь на своих знаниях, при этом оставив в стороне такие  человеческие пороки, как высокомерие и гордыня, которые мешают человеку встать на истинный путь. И он является примером и образцом для всех тех, кто искренне ищет  истину.

Умер Абдулла ибн Салям в Медине в 43 году по Хиджре (по лунному мусульманскому календарю)[11]. Да будет доволен Всевышний Аллах этим великим сподвижником, и да введёт нас вместе с ним в сады Рая. Амин.

 

Подготовил Вахитов Мухаммад
Проверил Абу Мухаммад Булгарий
2010 – 1431
islamhouse.com/p/293225

 



[1] См. :  «Аль-исаба фи тамииз ас-сахаба» Ибн Хаджар аль-Аскаляни: (4/102).

[2] Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар, автор книги «аль-Мабда уа аль-маб’ас уа аль-магази», являющейся основой книги «Жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует» ибн Хишама. Ибн Хаджар про него сказал следующее: «Подавляющее большинство учёных считают, что риваят  (повествование) от него в области жизнеописании пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимается». (См.: Предисловие «Фатх аль-Бари» (глава 9, стр.645)).

[3] Этот хадис привёл имам Ахмад в «Муснаде», (1/165), ибн Маджа, (3692), аль-Хаким, (4/167), аль-Байхакыи в «Ас-сунан аль-кубра», (10/232), аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», (1/567).

[4] Имеется в виду День воскресения.

[5] Аль-Бухари, 3329, 3938.

[6] См. «Фатх аль-Кадир», 5/25.

[7] Об этом привёл ат-Тирмизи, 3256, 3803; ибн Джарир, 26/7.

[8] аль-Бухари, 97; Муслим, 154.

[9] Этот хадис передал имам Ахмад, аль-Хаким, и аз-Захаби назвал этот хадис достоверным.

[10] Привёл аль-Бухари: 3812, Муслим: 2483, ан-Насаи: 8252.

[11]  Это единогласное мнение всех учёных. См.: «Аль-исаба фи тамииз ас-сахаба»  Ибн Хаджар: (4/104).

Распечатать Распечатать | Word'e Aktar В формате MsWord | Отправить на @ Отправить на @ | Yorum Yaz Добавить комментарий

СТАТЬИ

Выбор читателей

© 2005-2009 Все права защищены.
Содержимое работ и мнение авторов может не совпадать с мнением и позицией редакции портала.