Книга о посте

Описание: Перевод и небольшие комментарии к книге о посте известного краткого сборника по исламскому правоведению под названием "Манхадж ас-Саликин", достопочтенного шейха Абдур-Рахмана ас-Саади, да смилостивится над ним Аллах.
Категория: СТАТЬИ
Дата: 06 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° 2011
Дата: 20 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° 2017 13:55
Сайт: islamru.com
URL: http://www.islamru.com/haber_detay.asp?haberID=432


С именем Аллаха Всемилостивого Милосердного.

Книга о посте

достопочтенного шейха Абдур-Рахмана ас-Саади, да смилостивится над ним Аллах.

(Из краткого сборника по исламскому правоведению под названием "Манхадж ас-Саликин", с небольшими комментариями переводчика.)

 

Предисловие переводчика

В преддверии великого месяца рамадан предлагаем вниманию уважаемых читателей перевод и небольшие комментарии к книге о посте известного краткого сборника по исламскому правоведению под названием "Манхадж ас-Саликин", достопочтенного шейха Абдур-Рахмана ас-Саади, да смилостивится над ним Аллах. Нет сомнения, что познание основ поклонения является обязанностью каждого мусульманина. И к таким основам относится пост в месяц рамадан, со знанием того, что его нарушает, какие условия для него необходимы, кому дозволено оставить пост, кому он запрещен, и многие другие важные вопросы, возникающие в среде мусульман. Именно поэтому была переведена данная работа достопочтенного шейха, который несомненно являлся специалистом по исламскому правоведению, также, как являлся и великим толкователем Корана, о чем наши уважаемые читатели, конечно же, знают по его книге "Облегчение от Великодушного и Милостивого". Для того, кто не знаком с биографией шейха, советуем вернуться к упомянутой книге, вышедшей в переводе и под редакцией Э. Кулиева, в которой он найдет исчерпывающую информацию об авторе. Мы же, со своей стороны, кроме перевода постарались сделать краткие разъяснения и комментарии с упоминанием некоторых доводов, важных на наш взгляд деталей, а также необходимых уточнений. В книге использованы некоторые термины, которые необходимы для читателя. Так, после перевода смыслов Корана, первое число означает номер суры, второе номер аята. Если хадис назван согласованным, это означает, что его привели аль-Бухари и Муслим в своих достоверных сборниках. Под большинством ученых подразумеваются три из четырех исламских правовых школ. Единогласное мнение ученых иначе называют иджма. Под пятью сборниками хадисов имеются в виду сборники Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, и ибн Маджа. Перевод слов шейха выделен жирным шрифтом, в то время как мои комментарии внесены в скобки. Просим Великого Аллаха благословить этот небольшой труд, а также сделать его полезным для мусульман. Поистине Аллах над всякой вещью мощен!

 

Аслан Архаст.
Аравия.
1432/2011 г.г.

 

Книга о посте

1. [Правовая] суть [поста в рамадан] заключена в словах Всевышнего: "О те, которые уверовали, предписан вам пост, как он был предписан тем, кто был до вас...". (Перевод смыслов Корана 2:183) (С точки зрения шариатской терминологии пост – это намеренный отказ от совершения определенных деяний определенной категорией людей в определенный период времени. Выше приведенный аят, является основой, на которую опирается данная книга, а также является самым важным указанием на обязательность поста в месяц рамадан. Более того, пост в этот благословенный месяц является одним из пяти столпов Ислама, отрицание которых единогласно является большим неверием, выводящим из лона религии.)

2. Пост в месяц рамадан является обязанностью каждого:

а- мусульманина (Если же неверный, принял Ислам днем в рамадан, то он обязан: Первое: -отказаться от совершения всего, что аннулирует пост, до заката солнца. Второе: - восполнить этот день полностью, после окончания рамадана. Третье: - исполнять возложенные на него шариатом обязанности, в том числе и пост в рамадан, иными словами оставшиеся дни рамадана он должен провести в посту.)

б- совершеннолетнего (Т.е. достигшего половой зрелости, что же касается несовершеннолетних, желательно приучать их к посту уже с раннего детства, при условии отсутствия в этом вреда для них. Доказательством этому служит хадис Муауиз бинт Рубай, да будет доволен ею Аллах, у аль-Бухари.)

в- вменяемого (Нет разногласия в том, что тот, к кому вернулся разум во время рамадана, обязан продолжить свой пост до конца этого месяца. День же в который он пришел в себя, он возмещает по предпочтенному мнению ученых. Проспавшему же весь день во время поста, пост засчитывается, если перед сном он вознамерился постится.)

г- физически способного соблюдать пост (т.е. для тех, у кого нет сил для соблюдения поста , таких как больные, либо люди в глубоком старчестве, пост не является обязательным, однако они обязаны либо восполнить пропущенные дни поста потом, либо накормить бедняков, о чем мы расскажем далее, по воле Аллах. Эти четыре пункта содержат в себе условия, которые ученые называют условиями обязательности поста. Иными словами, если человек удовлетворяет всем этим требованиям, а именно: ислам, совершеннолетие, вменяемость и физическая способность соблюдать пост, то соблюдение поста в рамадан становится для этого человека обязанностью. Люди, для которых соблюдение поста в рамадан становится обязанностью, представляют собой ту "определенную категорию людей", о которой говорится в вышеприведенном терминологическом определение поста.)

д- при [фактическом] наблюдении появления молодого месяца [на небосводе, что свидетельствует о наступлении рамадана], или путем доведения количества дней шаабана до тридцати [условно]. (Это именно то, на что указывает в термине поста выражение "определенный период времени". Иными словами, наступление месяца рамадан констатируется этими двумя путями, либо молодой месяц должны увидеть, либо должно пройти 30 дней шаабана, т.к. лунные месяцы могут состоять только из 29 или 30 дней, и доказательством сказанного является что:)

Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вы увидели его [т.е. молодой месяц, свидетельствующий о наступлении рамадана], то поститесь, и если вы увидели его [т.е. молодой месяц, свидетельствующий о наступлении шауаля], то разговляйтесь. Если же [будет] облачно, то дополняйте [шаабан]". Хадис согласован.

В другой версии: "То отсчитайте ему [т.е. шаабану] тридцать дней".

В другой версии: "Дополните количество [дней] шаабана до тридцати". Привел аль-Бухари. (Здесь уместно отметить, что данный хадис явно указывает на то, что при определении и фиксации исламских месяцев, законным является лишь физическое наблюдение за луной, и ни в коем случае не заранее проведенные математические расчеты, и это мнение четырех имамов исламских правовых школ, в котором у них нет разногласия.)

3. И следует [начинать] поститься после того, как хотя бы один благонадежный [согласно шариатской терминологии] человек, сообщил о том, что он увидел лунный серп, [свидетельствующий о начале рамадана], тогда как наступление других месяцев, [кроме рамадана], констатируется свидетельством [по крайней мере] двух [благонадежных людей, которые заявляют, что увидели лунный серп]. (Доказательством этого служит хадис Ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом, в котором он сказал: "Люди пытались разглядеть молодой месяц, и я сообщил Пророку, да восхвалит его Аллах и приветствует, о том, что я увидел его. Тогда он принял решение поститься и приказал людям сделать то же самое". Привел Абу Дауд и др. Иными словами, если молодой месяц увидел один благонадежный мусульманин или мусульманка, независимо от того, является ли он свободным человеком или рабом, то констатируется начало месяца рамадан. Констатация факта наступления нового месяца вышеуказанным способом имеет безусловную юридическую силу при совершении правовых действий, таких как, например, выплата закята, исполнение торговых и иных договоров и т.п., в основе которых лежит необходимость знания точного времени. Если месяц был зафиксирован в одной стране, то все страны обязаны начать пост, по мнению большинства ученых. Доказательством этому являются слова Всевышнего: "Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, - и вот, кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту...". (Перевод смыслов Корана 2:185). Здесь также следует упомянуть, что для пленного или заключенного, который не может определить начало поста, достаточно начать соблюдать его, опираясь на более вероятное предположение. Если он затем узнал, что его пост совпал с рамаданом, либо был немного позже, то он принимается, доказательством чего служат слова Всевышнего: "...кто из вас застанет этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то - число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, и не хочет для вас затруднения..." (Перевод смыслов Корана 2:185). Дни же, которые были раньше месяца рамадан, следует восполнить по мнению большинства ученых.)

4. Намерение о соблюдении обязательного поста должно приниматься ночью. (И это мнение большинства ученых. Доказательством этого является хадис Хафсы, да будет ею доволен Аллах, где Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал: "Если человек не утвердил ночью в своей душе намерение поститься, то его пост не принимается". Привел Ахмад, Абу Дауд и др. Т.е. для каждого дня поста необходимо принимать намерение в соответствующую ночь, либо намерение должно быть общим на весь месяц и принимается оно в первую ночь рамадана. В случае, если произошло прерывание поста, намерение необходимо возобновить в соответствии с вышеуказанными правилами.)

5. Что же касается [намерения на соблюдение] добровольного [поста], то дозволяется [принимать его] днем. (Это так же является мнением большинства ученых. Доказательством этого является хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором она рассказывала что однажды днем пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, вошел к ним и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Мы ответили: «Нет». Он сказал: «Тогда я начну поститься». Спустя некоторое время он опять зашел к ним днем, и они сказали: «Нам принесли немного хейса». Он сказал: «Я соблюдаю пост с раннего утра, но все равно покажите мне его». Несмотря на это, он съел немного хейса". Привел Муслим. Хейс - смесь муки, фиников и жира. Однако следует отметить, что некоторые правоведы указали на необходимость соблюдения двух условий для действительности подобного поста. Первое: необходимо, чтобы намеревающийся соблюдать данный пост, не совершал действий, аннулирующих его, с самого рассвета зари. Второе: необходимо, чтобы в момент возникновения намерения, до заката солнца оставалась большая часть дневного времени.)

6. Больной, чья болезнь [может] усугубиться вследствие соблюдения поста и путник, имеют [право] выбора между соблюдением поста и его оставлением. (Доказательством этого является хадис от Хамзы ибн ‘Амр аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, который рассказывал о том, как однажды он спросил: «О посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным, и могу продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует , сказал: "Это [т.е. оставление поста путником]– позволение, данное Аллахом, и кто пользуется этим позволением, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха". Привел Муслим. Т.е. они имеют право на пост и на разговение в зависимости от того, что для них удобнее, однако разговение лучше для того из них, кому пост в тягость.)

7. Женщинам во время месячного цикла и послеродовых кровотечений пост запрещен, и на них лежит обязанность восполнения [пропущенных дней поста]. (Доказательством этого является хадис Аиши, в котором ее спросили: "Почему женщины после месячного цикла восполняют пост, но не восполняют молитву? На что она ответила [спрашивающей]: Ты что из харуритов [т.е. хариджитов]? Так нам было велено пророком, да восхвалит его Аллах и приветствует, восполнять пост и не восполнять молитву!" Привел Муслим. . А также на этот счет существует единогласное мнение ученых. Если же, кто-либо из женщин в подобном положении, все- таки держал пост, он не принимается.)

8. Беременные женщины и кормящие матери если они боятся за своих детей, разговляются. [При этом] они восполняют [пропущенные дни поста], а также кормят за каждый [пропущенный] день бедняка. (Доказательством этого являются слова Всевышнего: "А на тех, которые могут это [т.е. соблюдать пост], - выкуп кормлением бедняка". (Перевод смыслов Корана 2:183). Так же это мнение Ибн Аббаса и ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, и нет среди сподвижников никого, кто бы им в этом противоречил. Однако, если они боялись за себя, или за себя и ребенка [одновременно], то на них лишь лежит обязанность восполнения пропущенных дней поста и нет необходимости кормить бедняков, в чем нет разногласия среди ученых. Если же они боялись лишь за ребенка, то им необходимо восполнить каждый пропущенный день поста, а также кормить бедняка за каждый пропущенный день, как на это указал шейх, да смилостивится над ним Аллах.)

9. Люди, физически неспособные соблюдать пост из-за своего старческого возраста, или болезни, излечение которой не представляется возможным, не постятся и за каждый день рамадана обязаны накормить бедняка. (Не имеет значения, как они будут кормить бедняков: каждый день по бедняку, или же за один день столько бедняков, сколько дней рамадана они не постились. Также не имеет значения, когда это будет происходить, в начале месяца или же в конце.)

10. Тот, кто разговелся во время [обязательного] поста [не имея на то шариатских оснований], обязан лишь возместить [тот день поста, который он нарушил, но это в том случае], если нарушение поста произошло одним из следующих способов: прием пищи или жидкости, искусственная рвота, кровопускание и семяизвержение, вызванное прикосновением [к женщине, однако не связанное с половой близостью]. (Здесь шейх, да смилостивится над ним Аллах, перечислил то, что нарушает пост. Иными словами, речь здесь идет о том, что было указано в шариатской терминологии определении поста как "отказ от определенных деяний". Таким образом, тот, кто прервал [обязательный] пост одним из вышеуказанных способов не имея на то оснований, несомненно, совершил великий грех. На нем лежит обязанность не совершать действий, аннулирующих пост, до конца этого дня, и он должен принести покаяние. Что же касается восполнения нарушенного поста, то имамы четырех правовых школ не разногласят в том, что он обязан восполнить каждый день, в который он нарушил пост. По поводу же искупления за нарушенный пост, то, как и сказал шейх, да смилостивится над ним Аллах, никакого искупления в подобных случаях шариатом не предусмотрено. Иными словами на людях, совершивших подобное, лежит три обязанности. Первая - покаяние. Вторая - не совершать действия которые аннулируют пост, до конца этого дня. И третья - восполнение этого дня. Также стоить отметить, что кровопускание не нарушает пост по мнению большинства ученых, доказательством чего является хадис Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом, в котором он сказал: "Поистине пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание, будучи паломником и постящимся". Привел аль-Бухари. Что же касается рвоты, то все хадисы указывающие на то, что она нарушает пост, являются недостоверными, и мнения о том, что она [т.е. рвота по любой причине], не нарушает пост, придерживались Абу Хурейра, Ибн Аббас, Икрима, Саид ибн Мусайб и аль-Бухари. Также это мнение некоторых маликитских правоведов. К тому, что аннулирует пост также можно добавить твердую решимость нарушить пост аннулирующим действием, даже если человек не совершил данное действие, как-то еда, питье и т.п. И подобная решимость нарушает пост, по мнению большинства ученых, и данный пост необходимо затем восполнить. Также аннулирует пост начало менструального цикла или послеродовых кровотечений, смерть и вероотступничество, единогласно. В итоге аннулирующих пост действий становится восемь: 1- прием пищи [сюда же входят питательные клизмы, зонды и инъекции] 2- жидкости [по мнению некоторых ученых сюда так же входит преднамеренное проглатывание собравшейся слюны], 3- семяизвержение [от действий постящегося, как-то прикосновение, пристальный взгляд и т.п.], 4- твердая решимость к действию, которое аннулирует пост, 5- смерть, 6- начало менструального цикла или послеродовых кровотечений, 7- вероотступничество и 8- половая близость, о которой речь пойдет ниже.)

11. Кроме [как, если] прерывание поста произошло посредством половой близости, [в этом случае] нарушивший пост [обязан] восполнить [этот день] и освободить [одного] раба. Если же у него нет [рабов], то он обязан поститься каждый день в течение двух месяцев подряд. Если он не в состоянии [поститься столько дней], то [он обязан] накормить 60 бедняков. (Это то, что называется искуплением [каффара]. Доказательством этого является длинный хадис Абу Хурейры у аль-Бухари и Муслима. Таким образом, на подобных людях лежит четыре обязанности. Первая - покаяние. Вторая - не совершать действия которые аннулируют пост, до конца этого дня. Третья - восполнение этого дня. Четвертая - искупление. И в этом равны как мужчины, так и женщины, кроме тех из женщин, которые были принуждены к соитию. Также следует заметить, что имевшему половую близость ночью, разрешено начинать пост с утра, даже если он не очистился от большого осквернения, доказательством чему является хадис Аиши и Умм Салямы, да будет доволен ими Аллах, в котором они сказали: "Когда посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует, встречал рассвет в состоянии "осквернения" после близости со своей женой, он совершал полное омовение и [продолжал] поститься [дальше]". Привел аль-Бухари. Таково же положение женщины, чей месячный цикл завершился ночью, и она встретила рассвет в состоянии большого "осквернения".)

12. Пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал: "Если постящийся по забывчивости поел или попил, то пусть продолжит свой пост, ведь поистине (это) Сам Аллах накормил его и напоил" Хадис согласован. (Иными словами, на подобных людях нет ни греха, ни восполнения, ни тем более искупления. Более того, они продолжают свой пост, как только вспомнили о нем. Если же кто-либо, увидел в дневное время рамадана человека, который по забывчивости принимал пищу, либо пил воду, то не является желательным напомнить ему о посте, конечно же, при условии, если увидевший это уверен в том, что принимающий пищу делает это по забывчивости. Если же такой уверенности нет, то является обязательным повеление одобряемого и запрет порицаемого.)

13. Он, да восхвалит его Аллах и приветствует, так же сказал: "Люди не перестанут быть во благе до тех пор, пока будут совершать разговение в самое раннее время (после заката солнца)" Хадис согласован. (Это указывает на то, что спешить с разговением, если наступило его время, является делом предпочтительным, а его промедление, после захода солнца, является нежелательным. Однако это не является запретным [т.е. оставление разговения], вплоть до предрассветного приема пищи[сухур], после чего человек обязан разговеться ею, т.к. после нее наступает пост следующего дня.)

14. Он, да восхвалит его Аллах и приветствует, также сказал [постящимся]: "Ешьте перед рассветом, поистине, в предрассветной трапезе благодать". Хадис согласован. (Оставление же этой трапезы для постящегося является нежелательным. Также в его оставлении есть уподобление людям Писания, как на то указывают хадисы. Благодать же, упомянутая в предании — это благодать как материальная, так и духовная. Духовная благодать заключается в том, что совершающий раннее разговение следует сунне, что, несомненно, отразится при должном намерении на вере и богобоязненности. Материальная же благодать заключается в том, что человек, принимающий эту трапезу, приобретает силу и активность, которая не позволяет ему лениться и проявлять беспечность во время поста.)

15. Он, да восхвалит его Аллах и приветствует, также сказал: "Если кто-либо из вас разговляется, то пусть разговляется сухими финиками. Если же он не найдёт их, то пусть выпьет воды, ибо она – чистая и очищающая". Приведено в пяти (сборниках). (Подобные хадисы также передали Анас и Сальман, да будет доволен ими Аллах.)

16. Он, да восхвалит его Аллах и приветствует, также сказал: "Тому, кто не перестает лгать или поступать лживым и невежественным образом, Аллаху нет нужды в том, чтобы он отказывался от своей еды и питья". Привел аль-Бухари. (Иными словами, постящийся должен придавать огромное внимание своему поведению, нраву, отношениям с окружающими. Так передается, что многие праведные предшественники во время поста, большую часть времени проводили вне общества, сохраняя свой пост от возможных факторов, которые могут негативно повлиять на него. Они старались все свое время отдать поклонению, поминанию, размышлению, чтению Корана и т.п. Также следует указать, что хадис не означает, что тому, кто перестал лгать во время поста, у Аллаха есть нужда в том, чтобы он отказался от еды и питья. Такое понимание неприемлемо, так как Всевышний сказал: "О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Он Богат, Преславен". (Перевод смыслов Корана 35:15)

17. Также он, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто умер, не восполнив [то, что обязан восполнить из пропущенных дней] поста, то [за него] постится его наследник". Хадис согласован. (Данное положение касается того, кто не восполнил пропущенный пост по своей халатности. В случае, же, если пост не был восполнен по приемлемой шариатом причине, то нет ни восполнения на родственниках, ни тем более искупления. Если же все-таки имела место халатность умершего, то родственники могут разделить пост между собой по дням, и даже если все они восполнят за него в один день, в этом нет ничего страшного. Наследники же в хадисе упомянуты, потому как они более близки к тому, чтобы облегчить положение умершего. И это не означает, что никто, кроме них, не имеет право восполнить пост за умершего. И у большинства ученых это действие со стороны наследников является желательным, но не обязательным.)

18. [Пророка] спросили о посте в день Арафата, и он, да восхвалит его Аллах и приветствует, ответил: "Он (т.е. пост в этот день) служит искуплением грехов прошлого года и следующего». (День Арафата это девятый день месяца зуль-хиджа, в который паломники находятся в долине Арафат. Так, ввиду величия этого дня и того блага, в котором находятся паломники в этот день, те, кто не смог поехать в хадж, однако хотел бы разделить со своими братьями его радость и награду, имеют возможность поститься в этот день и приобрести эту великую награду. Паломники же в этот день не постятся. Также следует указать, что, по мнению большинства ученых, под грехами в хадисе имеются в виду малые грехи.)

19. [Пророка] спросили о посте Ашура, на что он, да восхвалит его Аллах и приветствует, ответил: "Он (т.е. пост в этот день) служит искуплением грехов минувшего года". (День Ашура, это десятый день месяца мухаррам, в который является желательным из дополнительных поклонений лишь пост. Иными словами, в этот день нет каких либо дополнительных поклонений или особенностей. И желательно поститься в этот день вместе с днем, который до него, либо после него, в противоречие иудеям, как на то указывают хадисы.)

20. (Пророка) спросили о посте по понедельникам, на что он, да восхвалит его Аллах и приветствует, ответил: " Это день, в который я родился, и в этот день я был избран пророком, или в этот день мне было ниспослано (откровение)". Привел Муслим. (Стоит заметить, что шейх, да смилостивится над ним Аллах, не упомянул здесь четверг, что, скорее всего, указывает на его мнение о недостоверности хадиса по этому поводу, потому как, многие из знатоков пророческих преданий, не считали его достоверным.)

21. Он, да восхвалит его Аллах и приветствует, также сказал: "Кто постился в рамадан, а затем соблюдал пост в течение шести дней в шауале, тот словно постился год [ежедневно]". Привел Муслим. (Данный пост дозволенно держать как последовательно (т.е. шесть дней подряд), так и раздельно. Тот же, на ком лежит обязанность восполнить пропущенные дни рамадана, ему желательно сначала восполнить их, затем поститься шесть дней шауаля.)

22. Сказал Абу Зарр: «Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует, велел нам, что бы мы постились три дня (каждого лунного) месяца: 13-го, 14-го и 15-го [числа]". Привел ан-Насаи и ат-Тирмизи. (Эти три дня еще называются днями полнолуния, когда ночью становится светлее по причине появления полной луны. Большинство ученых считали желательным соблюдение поста в эти дни. Также из предпочтительных постов можно выделить пост пророка Дауда, мир ему, который постился через день (более того, он назван лучшим добровольным постом), как это приводится у аль-Бухари. Также сюда можно отнести пост большей части шаабана и первые 10 дней зуль-хиджа, как это приведено у аль-Бухари, а также 10 дней поста в начале месяца мухаррам, как это приведено у Муслима.)

23. [Пророк], да восхвалит его Аллах и приветствует, также запрещал пост в [следующие] два дня: "В день Разговения и в день Жертвоприношения". Хадис согласован. ( Т.е. пост в эти дни является запрещенным.)

24. Также он, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил: "Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Великого и Могучего Аллаха". Привел Муслим. (Дни ташрика - это три дня после праздника Жертвоприношения, в которые паломники пребывают в долине Мина. В эти дни запрещено поститься всем, кроме тех паломников, на которых лежала обязанность жертвоприношения, и они не смогли это осуществить. Они постятся 10 дней, 3 дня во время хаджа, — можно в дни ташрика — и 7 по приезду домой.)

25. [Пророк], да восхвалит его Аллах и приветствует, также говорил: "Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до этого, или не будет поститься на следующий день". Хадис согласован. (Т.к. этот день является еженедельным праздником, как это упомянуто в хадисе Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах: "Пятница есть праздник, так не делайте же из него день поста..." Привел аль-Хаким и Ибн Хузайма. Однако, если этот день совпал с постом, соблюдение которого является желательным для верующего, как например, пост в начале каждого месяца, либо три дня в середине каждого месяца, либо пост пророка Дауда, мир ему, то в этом нет ничего страшного. Здесь уместно так же указать на то, что шейх оставил без внимания запрет на пост в субботу, что скорее всего указывает на мнение шейха, о недостоверности хадисов на эту тему, что и является правильным по мнению многих знатоков пророческих преданий. Иными словами, пост в субботу является дозволенным за неимением довода в его запретности, т.к. подобные поклонения в шариате не ограничены в количестве, если на это нет доказательств из текстов шариата.)

26. Также он, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил: "Кто постился в рамадан с верой и надеждой [на вознаграждение Аллаха], тому будут прощены совершенные им ранее грехи, и кто выстаивал ночной намаз в рамадан с верой и надеждой [на вознаграждение Аллаха], тому будут прощены совершенные им ранее грехи". Хадис согласован. (Данные хадисы свидетельствуют о достоинствах рамадана. Также они указывают на то, что деяния входят в иман, опровергая тем самым воззрения мурджиитов. Стоит заметить, что под грехами имеются в виду малые грехи, большие же грехи нуждаются в покаянии.)

27. [Также, пророк], да восхвалит его Аллах и приветствует, уединялся [в мечети] в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Великий и Могучий Аллах не призвал его к Себе, а после его смерти таким же образом стали поступать его жены". Хадис согласован. (Такова была дорога предшественников, которые придавали уединению в мечети огромное внимание, и лишь по причине военных походов пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, дважды оставил это великое поклонение. Передается, что он оставил его один раз по семейной причине, затем восполнив его в шауyале. Избрание же этих 10 дней было по причине поиска великой ночи, в которой Аллах отвечает на все благие просьбы свои рабов, поклонение в которой лучше чем поклонение тысячи месяцев. Это ночь могущества, в которой определяются людские судьбы и разные повеления. Всевышний сказал: "Поистине, Мы ниспослали его [Коран] в ночь могущества! А что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух [Джабраиль] в нее с дозволения Господа их для всяких повелений. Она - мир до восхода зари!" (Перевод смыслов Корана 97:1-5)
28. Также он, да восхвалит его Аллах и приветствует, говорил: "Снаряжать животных можно только для поездки к трем мечетям [здесь имеется в виду поездка с целью …]: Заповедной мечети, моей мечети и мечети аль-Акса". Хадис согласован. (В конце этой книги шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел хадис о запрете путешествия, кроме как трем мечетям, т.к. уместно затронуть после вопроса об уединении, вопрос о том, где оно совершается. И нет сомнения, что уединение в этих трех мечетях является великим деянием. Для тех же, кто не может этого сделать, следует совершить это поклонение у себя в городе, либо селе. И является запретным совершать путешествие для этого к какой либо мечети, кроме этих трех. И именно по причине этого вопроса был заключен в тюрьму шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах. Так он был непоколебим в доведении сунны, запрещая любые путешествия с целью поклонения и возвеличивания какой либо территории, будь то мечети, могилы пророков и праведников и т.п., кроме путешествия к мечетям, указанным в этом хадисе. А Аллаху ведомо лучше!)

Аслан Архаст.
Аравия.
1432/2011 г.г.